• Эффективное воспитание детей. Методы воспитания

    24.07.2023

    ГБОУ школа №1028 СП№3

    Консультация для родителей

    «Эффективное воспитание»

    Подготовила: Додонова Е.И.

    Эффективное воспитание – не мешанина методов, а вдумчивый подход ключевым событиям, которые обычно происходят в семье.

    Эффективное воспитание начинается с родителей, которые без опасения «нет» своевременно вводят правила и устанавливают границы.

    Правил должно быть немного, но они должны выражать убеждения родителей, содержать их требования к детям. Уяснив правила, дети учатся сотрудничать родителями, а в будущем – и с другими людьми.

    Примерные правила:

    · Нельзя обижать слабого.

    · Нельзя ломать и портить то, что сделали другие.

    · Нельзя мешать тому, кто болен, занят или отдыхает.

    · Нельзя брать чужое без спроса.

    Причем эти правила должны соблюдать и взрослые!

    В остальных случаях необходимо договариваться с ребенком, давая ему возможность выбора и в случае вынужденного отказа объяснять его причину доступными ребенку словами.

    Определив свои правила и границы дозволенного, взрослые помогут малышу освоить приемлемые формы поведения и вместе с тем проявлять свою независимость.

    Правила для родителей:

    Каждый, принимая решение, попытайтесь ответить на важные вопросы:

    · Каким я хочу видеть своего ребенка?

    · Какие чувства я испытываю, когда по милости ребенка выгляжу НЕОПЫТНЫМ родителем?

    · Каким поступкам ребенка я придаю особое значение?

    Помните:

    · Не занимайтесь воспитанием ребенка, когда Вы раздражены или устали.

    · Точно определите, какого поведения Вы добиваетесь.

    · Важно знать, какие возможности и способности характерны для каждого возраста, чтобы не судить о ребенке по ВЗРОСЛЫМ меркам.

    · Для детей старше 3 лет нужно разработать систему последствий плохих поступков. Однако даже в этом возрасте дети не в состоянии понять связь между поступками и их последствиями.

    · Наказывая ребёнка, старайтесь не прибегать к помощи третьих лиц, другого родителя, врача.

    · Никогда не наказывайте ребёнка физически! Этим Вы провоцируете агрессию с его стороны и одновременно с этим формируете зависимость, страхи и отчуждение

    Вы – главные учителя Вашего ребёнка!

    ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ

    В возрасте до года:

    – выраженная тревожность, крикливость;

    – нарушение сна;

    – плохой аппетит, частые срыгивания;

    – плохая прибавка в весе;

    – плохая реакция на звук и свет;

    – очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;

    – нарушение тонуса мышц, судороги;

    – повышение внутричерепного давления;

    – частые простудные заболевания;

    – тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.

    В возрасте от 3 до 5 лет:

    – чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

    – раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

    – чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

    – плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

    – страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

    – тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

    – хронические заболевания;

    – трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

    – сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;

    – задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты зкукопроизношения;

    – заикание.

    В возрасте 5–6 лет

    – частые хронические заболевания, операции, травмы;

    – импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

    – чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

    – нарушения сна;

    – страхи;

    – навязчивые движения, кривляния;

    – боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

    – трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми

    Играйте с ребенком

    «Ну вот, – скажете вы, – нужно, чтобы ребёнок готовился к серьёзному учебному труду, а не тратил время на пустые игры». Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят в школу «не наигравшись» и игры детей 5–6 лет примитивны и неинтересны.

    Почему же так важно играть с ребенком,

    Особенно в годы подготовки к школе?

    В игре дети:

    – учатся применять имеющиеся у них знания;

    – ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

    – получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

    В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

    Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнёр. В-третьих, игра – своеобразное общение, и участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

    Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

    – формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

    – развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

    – развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

    Несколько советов, как организовать игру:

    1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

    2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

    3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

    4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

    5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, не понимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы (Почему? Зачем?).


    Воспитание детей – дело ответственное. От того, какие методы воспитания будут использовать родители по отношению к своим детям, напрямую зависит их будущее. Конечно, после рождения ребенка мама и папа думают, что их малыш будет развиваться гармонично. Но, без надлежащего воспитания ребенку будет трудно адаптироваться в обществе и достичь успеха. Как же правильно воспитывать детей?

    Методы воспитания детей

    О методах воспитания споры, наверное, не прекратятся никогда. Их очень много и, соответственно, взгляды на эти методы слишком отличаются. Причиной этого являются особенности стран, национальность и традиции народов. Например, японцы разрешают своим детям делать все, что они захотят, но только до 5 лет. Далее следует период воспитания, который характеризуется условностями и многими запретами, например, дети должны безоговорочно подчиняться родителям. Так как такая методика в этой стране вырабатывалась на протяжении многих столетий, она эффективна, но только по отношению к японским детям. В нашей же стране такое воспитание не даст позитивных результатов. Какие же методы воспитания используют родители в нашей стране?


    Как правильно воспитывать детей

    Мнений о том, как правильно , очень много. Одни методы не нравятся родителям, другие – психологам. Соответственно, так как мнения расходятся, каждые родители решают сами, как правильно воспитывать своего малыша.

    Способы наказания необходимо подбирать, учитывая особенности отношений в семье. Например, некоторые родители привыкли показывать своим поведением, что они главные, а дети их должны слушать. Другие, в свою очередь, постоянно проводят беседы, третьи – наказывают свое чадо. Так или иначе, следует обращать внимание и на возраст ребенка, так как нарушить детскую психику очень просто.

    Детские психологи рекомендуют использовать вышеописанные методы воспитания детей, а какой из них больше подойдет для конкретного ребенка, должны решить родители.

    Ошибки в воспитании детей

    Даже самые опытные родители совершают ошибки, воспитывая своих чад. Давайте рассмотрим самые распространенные из них:


    Каждый ребенок – личность, которая требует индивидуального подхода, обязательно учитывайте это при выборе метода воспитания.

    Давно доказано, что у детей существует немалый интеллектуальный и эмоциональный потенциал. На основании данного факта специалисты сделали вывод – при систематических занятиях можно добиться сдвигов в когнитивном развитии ребенка. Именно такая задача стояла перед педагогами-новаторами, которые разработали и внедрили в широкое пользование методики воспитания.

    Какая методика воспитания подойдет именно для вашего ребенка? Чтобы сделать правильный выбор, ознакомьтесь с нашей статьей, чтобы оценить все преимущества и понять, в пользу какой сделать выбор, чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, который станет успешным и счастливым взрослым человеком.

    Глен Доман – воспитание с младенчества

    Педиатр из Америки запатентовал эффективную методику развития умственных способностей у детей данной возрастной группы. Он выявил, что наиболее лучшим периодом для обучения является дошкольный (до семи лет), так как наблюдается активное развитие мозга. Суть разработанного метода – мнение, что каждый ребенок обладает неограниченными возможностями в усвоении новых сведений, которые подаются в виде специальных плакатов со словами и картинами. Автор полагал, что непременно нужно развивать детей в младенчестве с помощью физических упражнений, которые способствуют благоприятному когнитивному развитию, благодаря связи тела и определенных участков мозга. На основании данных выводов он не приветствовал привычное пеленание, считая его фактором, негативно влияющем на двигательную активность ребенка. Родители, которые изучат систему Домана и начнут применять ее на практике, смогут успешно простимулировать у малыша раннее развитие речи, умение быстро читать, повышенную пытливость ума, расширение запаса слов.

    Вальдорфская школа – подражение взрослому

    Ее суть – не обязанность заставлять малыша изучать какие-либо установленные правила поведения, требуя их точного соблюдения, а именно подражание поведению взрослого через специальные сюжетно – ролевые игры. Специалисты данной школы не рекомендуют раннее развитие интеллекта, полагая, что оно не будет благоприятно влиять дальнейшую жизнь ребенка. Детей начинают учить чтению и письму, лишь начиная с 12-летнего возраста. Самое главное для педагога – раскрыть индивидуальность детей посредством народной культуры и творческой деятельности с помощью сказок, музыки, занятий танцами и знакомства с мифами. Главные занятия – пение, участие во множестве театральных постановок, занятия живописью, поделки из натуральных природных материалов. Телевизионные передачи и компьютерные игры ограничиваются, являясь средствами, которые способны загубить креативное начало ребенка.

    Мария Монтессори – воспитание гармонично развитой личности

    Наиболее распространенную методику, заслуженно пользующуюся успехом у родителей многих поколений, создала Мария Монтессори. Ее основная мысль – приоритет обучения маленьких детей письму перед счетом и чтением. Главный персонаж – сам ребенок. Для него создается особое пространство, в котором существует несколько специальных красочных секций (для обучения письму, математике, творчеству), позволяющих детям овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими их возрасту.

    Взрослые отслеживает безопасное течение учебного занятия, показывает детям имеющиеся предметы и игрушки.

    Эту методику ценят за направленность на когнитивное развитие ребенка, но и за освоение навыками труда и формирование эмпатии. Следовательно, занятия по системе, помогут детям добиться успехов в учебе, влиться в коллектив, обладая всеми социальными навыками.

    Леонид Береславский – воспитание каждую минуту

    Доктор философии, Леонид Береславский полагает, что всем детям требуется ежеминутное развитие, которое им должны обеспечить близкие взрослые. Автор считает, что лучше всего начать систематические занятия с малышом, с наступления полуторагодовалого возраста, чтобы исключить возможность пропуска благоприятного периода развития, в который получают важные умения. В полтора года лучше всего заниматься овладением мелкой моторики, внимания, знакомством с животными. В трехлетнем возрасте лучше всего изучать логические задачи, распространенные фигуры из геометрии и представления о пространстве (величина, форма, объем). Перед началом школьного обучения родителям стоит приступить к тренировке памяти и логического мышления ребенка, не спеша, повторяя изученное в предыдущие годы. Еще один нюанс системы – уроки по шахматному мастерству (с 3,5 лет).

    Сесиль Лупан – упор на индивидуальность ребенка

    Автором методики является любящая мать двух дочерей, которая решила помочь им с получением необходимых умений для изучения окружающего мира. После тщательного изучения системы Глена Домана, Лупан занялась ее переработкой, считая, что необходимо уважать увлечения ребенка и организовывать занятия по интересующим его категориям. Если чадо любит извлекать шум из различных предметов, можно купить ему барабаны. При тяге ребенка к вязанным вещам, необходимо предоставить ему куски ткани для изучения. Эта методика предполагает широкий ассортимент игр для развития восприятия, разделы для овладения музыкой, изучения истории, чтению, письменной грамотности, иностранному языку. Существуют особые упражнения для обучения плаванию и верховой езде.

    Врач-психотерапевт прожила треть жизни с индейцами племени екуана и смогла подробно изучить их концепцию воспитания. С ее слов, местные жители действительно довольны жизнью, не проявляли недовольства, а дети были искренни в своей свободе и выражении счастья. После возвращения в родную страну, автор занялась написанием уникальной книги про естественное развитие «Как вырастить ребенка счастливым». Суть – регулярно находиться с малышом в первые месяцы его жизни, а в будущем – позволять проявлять самостоятельность, не выказывая излишние отстраненность и контроль, становясь для малыша истинным образцом в поведении. Только тогда получится вырастить счастливого и успешного человека.

    Николай Зайцев – сначала чтение, после речь

    Известный педагог, создатель большого числа научных разработок смог разработать инновационный способ обучения чтению, применяемый в раннем возрасте. Дети занимаются пением, играют, учатся строить слова – кубики и вагоны паровозика. Родители, которые попробовали данную систему, делятся, что дети с четырехлетнего возраста без труда читают предложения спустя несколько проведенных занятий. Основа методики – специальные кубики с изображенными слогами. Отличие кубиков лишь в размере, цвете, весе и звучании (могут издавать громкие и глухие звуки). Во время игры с данными блоками, ребенок без проблем овладеет навыками речи, сможет получить первоначальные представления о русском языке, существенно опережая сверстников в развитии.

    Никитины – здоровый и умный ребенок

    При разработке методики Никитины руководствовались наблюдением за своими детьми. Для пробуждения в ребенке любопытства к изучению окружающего мира, следует организовать специальную среду – различные наглядные пособия, тренажеры, развивающие пособия, оздоравливающие упражнения. Самое главное чему должны отвечать вспомогательные средства – наличие множества функций и способность достигнуть результата, используя разные пути решения. Эта система обучения, которую разработали несколько десятилетий назад, не потеряла свою актуальность и по настоящее время. Она позволяет сформировать не только умственное, но и физическое развитие ребенка, что позволит вырастить его не только интеллектуально развитым, но и обладающим иммунитетом к болезням, взрослым.

    Доктор психологических наук, профессор Амонашвили смог разработать свою воспитательную концепцию, главная мысль которой – гуманное отношение к детям дошкольного и школьного возраста. Немаловажный нюанс – сотрудничество взрослого и ребенка на равных позициях. По словам автора, ребенок – это личность, которая требует к себе уважения. Данную методику можно назвать уникальной, не похожей на остальные.

    Амонашвили представляет к вниманию близких для ребенка взрослых свод правил, которыми стоит руководствоваться при воспитании и обучении детей. Самое главное – отсутствие принуждения и контроля. Основная мысль автора – нет плохих детей, присутствуют лишь родители и учителя, которые неправильно их воспитывают, не способны грамотно сформулировать требования.

    Доктор Сузуки – воспитание музыкой

    Шиничи Сузуки полагал, что дети обладают немалым талантом и интеллектуальными способностями от природы, а следовательно, каждый ребенок может овладеть музыкальными инструментами с раннего возраста. Если родители с детства будут включать малышу произведения классической музыки, он сможет по-настоящему полюбить искусство и прослыть всесторонне образованным человеком. Главная задача методики – не воспитание великого музыканта, а возможность ребенку стать прекрасным взрослым, способным тонко чувствовать и понимать других людей.

    Вывод

    Родителям стоит помнить, что каждый ребенок особенный, поэтому не нужно отдавать предпочтение лишь одной развивающей методике. Наиболее оптимальный вариант – взять из каждой то, что окажется наиболее полезным в воспитании и развитии ребенка. Это позволит стать истинным педагогом-новатором, способным воспитать счастливую личность, которая будет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

    Выбор метода - всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

    Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

    Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

    Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

    Уровень сформированности коллектива (школьного класса): по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

    Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

    Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе - климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

    Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации - необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников.

    Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

    Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые - это увещевания и постепенное приучение.

    Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

    1. 43. Методы формирования сознания, взглядов, убеждений.

    Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Слово помогает воспитанниками осмыслить свой жизненный опыт, мотивацию своих поступков. Однако само по себе словесное воздействие на воспитанника в отрыве от других методов воспитания недостаточно эффективно и не может сформировать устойчивые убеждения.

    Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

    Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

    Рассказ используется преимущественно в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

    К разъяснению прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен.

    Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания.

    Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению.

    Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

    Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников, – политические, экономические, культурные, эстетические, правовые. Проводят их в средних и старших классах.

    Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.

    "

    Избранные главы из книги рабанит Мирьям Леви

    КАК ВЫРАБОТАТЬ У РЕБЕНКА ПРИВЫЧКУ СЛУШАТЬСЯ?

    Когда дети начинают нормально ходить, мы от них ожидаем большего. И наши методы реализовать эти ожидания становятся более тонкими. Теперь просто сказать «Нет!» и вынести ребенка в другую комнату уже не годится. На этом этапе задача родителей — добиться полного послушания детей, не принуждая их.

    Чтобы ребенок привык слушаться, ему следует предоставить возможность делать это самостоятельно. Заставляя ребенка подчиняться, мы его немногому научим, этот метод нужно оставить на крайний случай. К примеру, если ребенок поедает всякую всячину, зная, что ему не позволено ее брать, то лучше не сразу у него это забирать. Ребенок может научиться послушанию, только когда у него есть выбор. Дайте ему возможность выбрать между тасканием сластей и самоконтролем. Этого выбора его можно лишить, только если он повторно нарушает наши правила. Но и тогда ему иногда нужно давать новые возможности вести себя, как полагается. Например, вы можете сказать: «Я кладу сладости обратно в буфет. Посмотрим, как ты сможешь себя контролировать».

    ЛИШЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ

    С другой стороны, родители не должны колебаться, лишая ребенка привилегий, если это необходимо. К примеру, ребенок, который отказался выполнять какую-то домашнюю работу, подходит просить конфетку. Ему можно сказать: «Возьмешь, когда выполнишь мое поручение». Можно не позволить ребенку и послушать музыку или пойти к другу. Иногда приходится прибегать к таким мерам, и они весьма эффективны. Вот как рассказывает об этом одна из матерей, которая прежде кричала на своего ребенка, а потом стала действовать более твердо и по существу.

    Мы только что закончили есть. Трехлетний Менахем выбросил остатки рыбы со своей тарелки на пол. Другие дети взяли апельсины и вышли из-за стола. Когда и Менахем пошел взять апельсин, я решила, что это подходящий момент, чтобы испробовать «новый метод». «Когда поднимешь рыбу с пола, Менахем, можешь взять апельсин», — сказала я, закрывая холодильник. Менахем взглянул на меня испытующе, пошел к холодильнику, открыл его и достал апельсин. «Когда ты поднимешь с пола свою рыбу, можешь взять апельсин», — повторила я, забирая у него апельсин. Я решила, что буду сохранять спокойствие и не стану на него кричать или подбирать с пола сама, как делала прежде. Еще одна попытка Менахема, и еще одно испытание твердости моего решения. А потом Менахем лукаво взглянул на меня, поднял рыбу и сказал: окей, ну теперь я могу взять апельсин? Это было воодушевляющее начало.

    КАК ДАВАТЬ УКАЗАНИЯ?

    Многие «сделай» и «не делай», на которые мы не скупимся в течение дня, можно не говорить, если дать ребенку информацию, которая поможет ему самому уяснить, как поступать. Например,

    «Грязные ботинки оставляют снаружи». «Вещи, которые бросают на стул, мнутся». «У тебя спущены штаны».

    Вы также можете сказать, что нужно сделать, не ставя себя в центр высказывания. К примеру, вместо «Я хочу, чтобы ты пошел спать» — «Пора спать». Вместо «Я хочу, чтобы комната была убрана» — «Комнату нужно убрать». Говорите спокойно, но без колебаний, используя минимум слов. Пусть ваша манера речи передается ребенку, от которого вы ждете согласия.

    Когда детей нужно остановить, нет необходимости предупреждать их или угрожать им. Поставьте границы спокойно, но твердо; а когда это возможно, кратко приведите причину. Вот примеры:

    «На диване не прыгают — это портит материал».

    «Я тебе не могу позволить бегать вокруг автобусной остановки — это мешает другим людям».

    «Нельзя бросаться песком — он может попасть кому-нибудь в глаза».

    Если дети не слушаются, сделайте что-нибудь, чтобы остановить их. К примеру, если ребенок бегает вокруг автобусной остановки, посадите его рядом с собой или возьмите за руку. Маленького, который еще не научился хорошо ходить и бросается песком, нужно вынуть из песочницы и спокойно сказать: «Иди, давай лучше посиди немного рядом со мной на скамейке». А если нужно, придержите его немножко, чтобы он не возвратился.

    КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ПОДХОДИЛИ, КОГДА ИХ ЗОВУТ?

    У многих родителей есть проблема, что дети не подходят к ним, когда их зовут. Если они не подходят на третий раз, родители сами идут к ним с криком: «Сколько раз я должна кричать, чтобы ты подошел!» Хотя это и приводит к каким-то результатам, но дети, к сожалению, при этом учатся игнорировать своих родителей, пока они не закричат.

    Чтобы научить детей подходить, когда мы их зовем, нужно прежде всего самим научиться контролировать свою гневную реакцию. Для этого необходимо определить и изменить те мысли, которые вызывают наш гнев. Например: «Я не должна звать его столько раз, чтобы он подошел. Он должен подходить сразу!» Мы должны быть терпимы к детскому поведению, работая в то же время над его изменением.

    Возьмите за правило не звать ребенка больше одного раза. Если он не подошел, не продолжайте звать его, а подойдите к нему сами и скажите спокойно: «Когда я тебя зову, ты должен сразу подходить» или «Ты знаешь, я тебя звал». Иногда уместно спокойное порицание: «Ты не имеешь права не обращать на меня внимание, когда я тебя зову!»

    Естественно, мы должны дать ребенку минутку и не ожидать, что он явится в то же мгновение. Мы можем объяснить ему, что если ему трудно сразу же подойти, он может крикнуть в ответ: «Одну минутку, пожалуйста». Даже если ребенок играет вне дома, мы не должны продолжать звать его. Может быть, нам неудобно выходить из дома, но мы должны быть готовы терпеть некоторые неудобства, чтобы достичь наших воспитательных целей.

    ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

    Родители должны избегать давать указания, выкрикивая их с одного конца дома на другой. Многие дети приучаются тогда подражать крикам родителей. Если мы действительно хотим добиться внимания своих детей, мы должны выбрать время, чтобы поговорить с ними лицом к лицу. Тогда нам вряд ли придется повторять то, что мы говорим.

    Если ребенок ведет себя так, будто нас не слышит, не всегда нужно повторяться. Вместо этого лучше выяснить, что он понял из того, что мы сказали. К примеру:

    Мать: Наоми, пожалуйста, вынь белье из стиральной машины и переложи его в сушилку. Наоми (не отвечает и продолжает читать). Мать (спокойно): Наоми, что я сейчас сказала? Наоми (глядя вверх): А, ты попросила меня переложить стирку в сушилку.

    Мать: Правильно. Так, пожалуйста, сделай это сейчас.

    НАПОМИНАНИЯ

    Еще один способ поощрить послушание — это уместное напоминание. Например, мы можем сказать дочери, которая постоянно откладывает то, что мы ее просим: «Ривка, убери-ка стол и пожалуйста не забудь мои слова о том, чтобы не откладывать то, что нужно сделать сразу».

    ИСПРАВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

    Правильное и своевременное исправление — важный фактор в достижении послушания. К примеру, если ребенок часто отказывается делать то, что его просят, мы можем обсудить с ним важность послушания, объяснив, что это часть мицвы уважения родителей и что исполняя с охотой их просьбы, он приносит родителям радость. Если ребенок отвечает на просьбу что-то сделать словами «Я не хочу», ему следует спокойно сказать: «Ты знаешь, дети должны делать то, что просят мама и пала». Чтобы научить детей тому, что они должны нас слушаться, иногда приходится прибегать и к наказаниям (подробнее об этом смотри в главе 5).

    ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

    Помните, чтобы научить ребенка слушаться, нужно время и терпение . Важно, чтобы наши ожидания были реалистичными. Не забудьте, что наши дети не ангелы. Даже самый послушный ребенок иногда может не слушаться своих родителей. Не пробуждайте в себе гнев, думая: «Почему он не слушается!» С другой стороны, не фокусируйте свои мысли на собственной ошибке («Что у меня не в порядке, что я не могу побудить его к послушанию?»). Мы должны сохранять эмоциональный контроль, чтобы спокойно решить, как справиться с подобной ситуацией.

    Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Материалы по теме



    Похожие статьи