• Экскурсия в средней группе. Конспект экскурсии в продуктовый магазин

    21.07.2019

    Елена Конопкина

    Конспект экологической экскурсии "Деревья на нашем участке".

    Программное содержание.

    Способствовать формированию представлений детей о деревьях;

    Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев).

    Развивать умение сравнивать и анализировать;

    Развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;

    Способствовать воспитанию интереса к растениям;

    Прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;

    Активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

    Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

    Материал.

    Деревья и кусты на территории участка детского сада.

    Ход экскурсии. (Дети и воспитатель собрались на участке детского сада).

    В. – Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья, вот и давайте вместе пройдёмся по нашему участку. Сначала отгадайте загадку:

    Белоствольные красавицы

    Дружно встали у дорожки,

    Книзу веточки спускаются,

    А на веточках серёжки.

    В. - О чём эта загадка?

    Д. - О берёзке.

    В. - Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?

    Д. - Гладкий, твёрдый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).

    В. - Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет?

    (Дети обнюхивают ствол дерева и высказывают свои мнения).

    Д. - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.

    В. - Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?

    (Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин, только высоко в ветвях висит скворечник.)

    В. - Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?

    Д. - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.

    В. - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?

    Д. - Маленькие листочки.

    В. - Да, но не только листочки, похожие на маленькие сердечки есть на ветках. Отгадайте загадку:

    На ветках – плотные комочки.

    В них дремлют клейкие листочки.

    Д. - Почки.

    В. - Да, весной можно внимательно рассмотреть почки. Какие они гладкие, мягкие, клейкие. Как вы думаете, можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

    (Дети исследуют почки: трогают их, проверяют: клеятся ли после этого пальчики, пробуют, чем пахнут почки.)

    В. - А ещё на веточках висят серёжки, они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке?

    Д. - Рядом с берёзкой растёт дуб.

    В. - Действительно, рядом с берёзкой растёт молодой, крепкий дубок. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.

    Д. - У берёзки ствол толстый, а у дуба тонкий.

    Ствол дуба тёмного цвета, а берёзка – белоствольная.

    Кора у дуба тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.

    Корни берёзки видны из земли, а корни дуба – нет, они глубоко спрятались в земле.

    Берёзка очень высокая, а дуб – пониже.

    На берёзке уже распустились листочки и подросли, а у дуба сильно набухли почки и листочки только – только появляются.


    В. – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что дуб, вероятно, молодое деревце, а берёзка – постарше. Они стоят рядышком, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди».

    На самом деле, дуб – это очень красивое и сильное дерево. Из-за его сильных корней, которые очень глубоко уходят в землю, дуб называют «могучим». Крона дуба раскидистая, высоко поднятая, часто дуб напоминает колонну, особенно если стоит один и ему никто не мешает расти. Листочки у дуба очень красивой, «резной формы». Дуб – довольно теплолюбивое растение, он не любит холод, потому у него листочки ещё и не распустились до конца – ему ещё рано. Ну а плоды и семена дуба вы хорошо знаете. Это - …

    Д. - жёлуди, они нравятся свиньям.

    В. - Смотрите, наш бельчонок говорит, что он любит есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?

    Д. - На ёлках и соснах.

    В. - А они одинаковые на этих деревьях или разные?

    Д. - Разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.

    В. - На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

    Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год.

    Вопросы к беседе:

    - Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?

    Что у ёлочки вместо листочков?

    Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?

    Наша ёлка высокая или низкая?

    Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?

    - Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?

    По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:

    Д. – Ёлочка на нашем участке не похожа на берёзку и дуб. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и дуб. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.


    В. - Не огорчайтесь, ребята. С бельчонком мы можем поиграть, а угостим его орешками из магазина. Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» .

    Дети встают в пары. Ведущий- воспитатель называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.

    В. – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.

    Шумит всё лето деревце

    Зелёною листвой

    И, пожелтев, разденется

    Осеннею порой.

    Мороз не страшен деревцу:

    К стволу присыпан снег.

    В нём деревце согреется,

    Он деревцу, как мех.

    Весной побелкой светится,

    Окопано вокруг…

    Растёт счастливым деревце,

    У деревца есть друг.

    В. – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, бельчонок, прибегай к нам осенью, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.

    Татьяна Перова
    «Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

    ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

    ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

    осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

    провести наблюдение за осенней природой ,

    закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

    вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

    развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

    Ход ЭКСКУРСИИ:

    Вводная беседа

    Какое время года наступило?

    Какие осенние месяцы знаете ?

    Какой месяц осени сейчас ?

    Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

    Основная часть парке )

    Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

    будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

    Пришли в парк .

    Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

    Что изменилось в природе с наступлением осени ?

    Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

    Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

    Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

    Стало вдруг светлее вдвое,

    Двор как в солнечных лучах –

    Это платье золотое

    У берёзке на плечах.

    Утром мы во двор идём –

    Листья сыплются дождём.

    Под ногами шелестят

    И летят… летят… летят…

    Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

    Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

    А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

    А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

    Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

    Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

    Поэтому мы попробуем сделать это руками.

    Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

    Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

    или тонкие?

    А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

    оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

    А листья большие или маленькие?

    Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

    Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

    коричневые, потом только зеленые).

    Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

    листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

    предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

    опускаются на землю.

    Давайте мы тоже покружимся как листики.

    Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

    Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

    деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

    кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

    Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

    берут друг друга за руки и идут змейкой.

    Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

    «Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

    Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

    воспитателя дети бегут под зонтик.

    Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

    Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

    Ирина Новгородова
    План экскурсий в средней группе.

    План экскурсий в средней группе . С указанием маршрута .

    Сентябрь

    Целевая прогулка на огород.

    Цель : Пополнить знания детей о том, какие овощи выросли на огороде, расширять представления детей об овощах, уметь различать их. Прививать желание ухаживать за огородом.

    Маршрут : Выводим детей из дверей детского сад, проходим на право, идем по тротуару вокруг детского сада к огороду с обратной стороны детского сада. Возвращаемся в детский сад, поэтому маршруту.

    Экскурсия к дороге .

    Цель : Расширять представление детей о правилах поведения на дороге, улице, познакомить со знаком «Пешеходный переход» , видеть все то, что предоставляет опасность для их жизни и здоровья. Различать проезжую часть и тротуар. Воспитывать внимание, осторожность, дисциплинированность.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада налево, проходим вдоль домов № 25 и № 28 со двора и останавливаемся между домом № 28 и магазином «Александр» , откуда видна проезжая часть дороги, тротуар и «Пешеходный переход»

    Экскурсия в парикмахерскую .

    Цель : Расширять представления детей о труде парикмахера. Познакомить детей с процессом труда (задумывает прическу, моет клиенту голову, стрижет и укладывает волосы) Воспитывать уважение к людям труда.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, проходим вдоль дома № 25 налево, идем по тротуару к салону «Парикмахерская» , который находиться с торца дома № 25. Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Целевая прогулка – наблюдение за трудом дворника.

    Цель : Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, понаблюдать за трудом дворника, какую работу он выполняет (чистит снег на дорожках, посыпает их песком) . Способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника, ценить его труд.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, проводим их через дорогу, по пешеходному переходу и подводим к дому № 25,который находиться рядом с детским садом, через дорогу. Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Экскурсия к новогодней елке .

    Цель : Рассмотреть с детьми, как красиво украшен двор к новогоднему празднику, какая красивая елка, гирлянды. Создать радостное настроение. Воспитывать любовь к родному городу, району.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада. Идем влево по тротуару около домов №25,28 со двора и подходим к дому № 22. Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Целевая прогулка в березовую аллею

    Цель : Продолжать знакомить детей с березой, ее характерными признаками и изменениями, связанные с временами года. Воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту природы.

    Маршрут : Выводим детей из калики детского сада, идем влево по тротуару, мимо кулинарии к домам под № 30 и 29. Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Целевая прогулка – наблюдение за собаками

    Цель : Продолжать расширять кругозор о животном мире, прививать интерес к домашним питомцам, познакомить с историей приручения собак человеком, дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни. Воспитывать потребность заботиться о домашнем питомце.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, идем влево по тротуару, мимо кулинарии, подходим к дому под № 29 и обходим его со двора с другой стороны дома, где гуляют хозяева со своими питомцами. Возвращаемся с детский сад, поэтому маршруту.

    Экскурсия в магазин .

    Цель : Расширять представления детей о труде продавца. Познакомить детей с компонентами трудового процесса (принимает заказ, взвешивает, берет деньги, дает сдачу и вежливо благодарит за покупку). Воспитывать уважение к людям труда.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, проходим влево, вдоль дома № 25 и выходим на тротуар к дому № 28, идем к магазину этого дома, на первом этаже расположен магазин «Идеал» . Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Экскурсия по территории и пределами детского сада.

    Цель : Формировать у детей представление о разнообразии растительного мира, развивать умение различать и называть знакомые цветущие растения. Формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе тепло, ярко светит солнце, появляются цветы. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать их и любоваться ими. Маршрут : Выводим детей из дверей детского сада, ведем налево по тротуару, по всей территории детского сада, затем выводим из калитки влево по тротуару около мимо домов №29,30,31. Возвращаемся в детский сад, поэтому же маршруту.

    Экскурсия к стоянке легковых и грузовых машин.

    Цель : Формировать представление детей о транспорте легковом и грузовом, о труде шофера. Расширять знания детей о правилах поведения во дворе и на улице, где ездят машины. Развивать умение видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья людей. Воспитывать уважение к труду шофера.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, проходим вправо со двора дома №25 к дому 32, и останавливаемся между этими домами, где видна стоянка автомашин. Возвращаемся в детский сад этим же маршрутом.

    Экскурсия по району , где находиться детский сад

    Цель : Побуждать детей запоминать названия улиц нашего района, где находиться наш детский сад. Рассказывать самостоятельно о значении того или иного здания (в домах живут люди, в школе учатся дети) . Воспитывать любовь к родному городу, району.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада. Идем влево по тротуару вокруг детского сада, около домов №25, опять налево мимо кулинарии, мимо домов №29,30,31. Доходим до улицы Будочная к домам № 50,51,54 и к улице Партизанская к дому №1. Возвращаемся в детский сад по этому же маршруту.

    Экскурсия к железной дороге

    Цель : Продолжать знакомит детей с разными видами транспорта (поезд) . Пополнять знания детей о железной дороге, о безопасности на ней, кто ее строил, кто на железной дороге работает, кто водит поезда и т. д. Воспитывать интерес и любознательность.

    Маршрут : Выводим детей из калитки детского сада, идем налево вдоль домов под № 25 и 28. со двора, проходим по тротуару, мимо магазина «Александр» , переходим по пешеходному переходу на улицу Будочная, проходим мимо Аптеки, и подходим с обратной стороны здания аптеки к железной дороге. Возвращаемся в детский сад по этому же маршруту.

    «Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

    ТЕМА: Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.

    ЦЕЛЬ: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

    Задачи: - учить детей различать наиболее характерное состояние осенней погоды: холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

    Провести наблюдение за осенней природой,

    Закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету)

    Вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев,

    Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

    ХОД ЭКСКУРСИИ:

    Инструктаж о поведении во время экскурсии.

    Вводная беседа

    Какое время года наступило?

    Какие осенние месяцы знаете?

    Какой месяц осени сейчас?

    Мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Мы отправляемся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

    Основная часть (в парке)

    Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк. Там мы с вами

    будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

    Пришли в парк. Отгадайте загадки:

    Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадет.

    И никуда я не пойду,

    Покуда он идет.

    (дождик)

    Дети, есть ли сегодня дождик? (ответы детей)

    Летит орлица

    По синему небу,

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала.

    (туча)

    Дети, посмотрите на небо, что вы там видите? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

    Пришла пора,

    Опустели леса:

    Листья опадают,

    Птицы улетают.

    (Осень)

    Что изменилось в природе с наступлением осени? (ответы детей: стало холодно, птицы улетают в теплые края, люди одели теплую одежду, листья на деревьях стали желтыми, красными, багряными, золотыми, коричневыми; стал дуть холодный ветер)

    А когда дует сильный ветер, что мы можем наблюдать в парке? (листопад)

    Послушайте стихотворение:

    Листопад, листопад,

    Листья желтые летят.

    Под ногами шелестят

    И летят… летят… летят…

    Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

    Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

    Ребятки, а скажите пожалуйста, куда делись насекомые? (ответы детей)

    Правильно, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев.

    А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Правильно, они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

    А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые.

    Какие деревья вы узнаете? (Клен, дуб, береза, каштан) Молодцы.

    А кто покажет мне ствол дерева? Попробуйте обхватить его пальцами. Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя? Какой ствол? (ответы детей)

    Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

    Поэтому мы попробуем сделать это руками.

    Воспитатель предлагает 2 детям взяться за руки и обхватить дерево.

    Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

    или тонкие?

    А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

    оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

    А листья большие или маленькие?

    Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

    Давайте соберем листья и составим из них красивый букет.

    Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

    листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

    предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

    опускаются на землю.

    Давайте мы тоже покружимся как листики.

    Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

    Игра «Деревья». Воспитатель говорит: - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

    деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

    кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю».

    Дети подбрасывают листья и приседают.

    Ребята а теперь давайте прислушаемся к звукам парка. Какие звуки вы слышите? Да, где-то щебечут птицы. Попробуем их увидеть.

    Наблюдение за птицами в течении всей прогулки. Каких птиц мы сегодня увидели? (ворон, голубей, воробьев, галку)

    Перед тем, как дети уйдут из парка, воспитатель предлагает полюбоваться красотой осеннего парка.


    Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

    Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

    Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

    Задачи:

    1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

    2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

    3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

    4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

    Ход.

    (Дети стоят на улице возле центрального входа)

    Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

    Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

    Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

    Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

    Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

    Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

    Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

    Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Я не касаюсь сосен

    И Ёлочек. Я … (Осень)

    Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

    Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

    Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

    Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

    Хором : Тополь.

    Сова:

    Кто опять пришёл сюда?

    Нет покоя никогда!

    Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

    Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

    Итак! Какое сейчас время года? (осень)

    А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

    А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

    А что вы о нём знаете?

    Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

    Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

    1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

    2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

    3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

    Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

    Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

    «Меж еловых мягких лап

    Дождик тихо кап, кап, кап.

    Где сучок давно засох,

    Вырос серый мох, мох, мох!

    Где листок к листку прилип,

    Появился гриб, гриб, гриб!

    Кто нашёл его друзья?

    Это я, это я, это я!

    Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

    Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

    Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

    А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

    Как называется этот большой куст? (сирень)

    А что вы о нём знаете?

    1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

    2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

    3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

    Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

    Дыхательная гимнастика (по выбору)

    Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

    (по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

    Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

    (Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

    Петрушка:

    Здравствуйте гости дорогие,

    Девки красные и парни удалые!

    Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

    Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

    Дети : Берёза!

    Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

    1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

    2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

    3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

    Хозяйка: А почему дерево не падает?

    Дети : Корни держат.

    Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

    (Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

    Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

    Дети : Да!

    Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

    Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

    Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

    Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

    Дети: Да!

    (Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

    «Мы капусту рубим, рубим!

    Мы капусту солим, солим!

    Мы капусту трём, трём!

    Мы капусту жмём, жмём!

    А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

    Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

    (Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

    Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

    Игра «Собери овощи и фрукты»

    (Дети расходятся по участку и собирают урожай)

    Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

    «Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

    Осень:

    Так много вы сегодня узнали

    Но, наверное, устали

    Я вас конечно понимаю

    И всех вас осенними гостинцами угощаю!

    (Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)



    Похожие статьи