• Какая то женщина с искаженным лицом. «То, что я должен сказать»: знаменитый романс Вертинского

    17.08.2023

    Русская революция, которая потрясла мир. К 100-летию Великого Октября мы вспоминаем события осени 1917 года. В выступлении против большевиков в Москве участвовали юнкера и прапорщики. Их действия были сразу обречены на провал, поскольку поддержка со стороны городского населения и воинских частей, которые там дислоцировались, была почти полностью на стороне «красных». Корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина об истории противостояния.

    «Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой», – поется в песне Александра Вертинского. Его бенефис был в первый день Октябрьской революции. Просто так совпало. В нынешней столице о захвате власти в Петрограде еще не знали. Впереди – больше недели кровавой бойни между большевиками и их противниками: юнкерами и студентами. На похоронах убитых сторонников белого движения был и Вертинский. После чего написал один из самых известных своих романсов «То, что я должен сказать».

    «Он был человек творческий, очень импульсивный, но имел силу воли и дар, который уже почувствовал, что его «ариетки» это нечто новое, то, что слушают люди и за два года он стал очень популярным. Потом вот это, романс про юнкеров, это первое произведение, которые резануло как бритвой по сердцам», – отметил заведующий отделом литературы музея Серебряного века государственного литературного музея Михаил Шапошников.

    Юнкера Кремль на второй день после начала Октябрьской революции хитростью. Они убедили охранявших его солдат, что весь город находится во власти белогвардейцев. Штурмовать древние стены не пришлось – мятеж начался удачно. Именно тогда и заговорили о так называемом белом движении.

    «Это как раз юнкера, кадеты, слушатели школ прапорщиков и студенты. Те студенты, которые поддерживали Комитет общественной безопасности, центр контрреволюции, они стали использовать повязки с надписью «белая гвардия», оттуда и пошел этот термин», – указал историк Борис Юлин.

    К этому времени ряды большевиков пополнились отрядами рабочих из Подмосковья. Им было выдано оружие. Центр Москвы превратился в . Тверская улица – одна из главных арен схватки сторонников революции и белогвардейцев.

    Баррикады начинались от арок Воскресенских ворот, продолжались и здесь у здания большой московской гостиницы. Вся территория вокруг была в окопах. А вот что писал про эти бои Максим Горький: «В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чем не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмысленен был весь этот 6-дневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы».

    Спасская башня пробита. Часы остановились. Малый Николаевский Дворец практически разрушен. Гостиницу «Метрополь» изрешетили снарядами. Утром 31 октября революционеры предложили юнкерам оставить Кремль. Получив отказ, обстреляли городскую думу.

    Это зал в здании Исторического музея. Раньше здесь проходили заседания городской думы. Каким то чудом здесь сохранился даже потолок с того времени, он не пострадал даже во время артобстрела 31 октября 1917 года.

    Спустя сто лет здесь Мсторический музей. И выставка – посвященная революции.

    «Вот на плакате первые дни после отречения царя и ликующая толпа художника Мухарского. Красные знамена. Банты, люди целуются, обнимаются. Но вот это единение и ликование было очень недолгим, ситуация меняется стремительным образом. Проходит всего несколько месяцев и мы видим ту же Красную площадь, но теперь в изображении художника Соколова Скаля. И это уже штурм Кремля рабочими отрядами», – говорит член авторской группы «Энергия мечты» Исторического музея Ольга Гранкина.

    Не знаю как вставить музыку...Включите ссылку- музыкальное сопровождение пробирает до мурашек по телу.........





    Опускали их в Вечный Покой.

    Равнодушные зрители молча кутались в шубы,
    И какая-то женщина с искаженным лицом
    Целовала покойника в посиневшие губы
    И швырнула в священника обручальным кольцом…

    Закидали их ёлками, забросали их грязью
    И пошли по домам под шумок толковать
    Что пора положить уже конец безобразию,
    Что и так уже скоро мы все начнём голодать

    И никто не додумался просто встать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги – это только ступени
    В бесконечные пропасти к недоступной весне.

    Я не знаю, зачем и кому это нужно.
    Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и не нужно
    Опустили их в Вечный Покой...

    А.Н.Вертинский
    "То, что я должен сказать" (на смерть юнкеров)
    1917 г.

    Столько раненных и погибших и ради чего - ради Конституции 2004 года, которую тогда критиковали все, кому не лень?! Ради того, чтобы Яценюк сохранил оппозиционное лицо, став премьером? Ради того, чтобы свалить Янека? Та, подождали бы год и провалили его на выборах! Но мы не ищем легких путей: год помолились на Ющенко, потом разочаровались; избрали его врага, чтобы сейчас умереть за его отставку

    вот это - правда.

    Ну, вот война постучалась и в мою дверь. Добрый светлый мальчик, который ухаживал за моей падчерицей, и если бы она трагически не погибла, наверное, стал бы моим типа зятем, потерял на Майдане руку. Добрый Майдан его не лечит. Лечит злая Галя, на деньги, заработанные на реакционном Интернет-ресурсе "Версии".

    Что вам сказать, дорогие френды? Это - жах! Первые жертвы вызывали потрясение. Когда их стало много, это уже просто статистика. Несчастные очумевшие медработники. Они не подписывались на работу в аду. Рук и медикаментов не хватает. Все грязные, окровавленные, всем больно. Кто-то кричит, кто-то обоссался, пардон. Дают список лекарств... Ну, я думала, что это список грехов Януковича.

    Мальчик в полубреду. Спрашиваю:
    -Дурик, ну чего тебя туда понесло...
    - За Украину...
    - А на выборах ты за кого голосовал?
    - Я не ходил...

    Ну, не ходил, потому что Ющенко - слабак, Юля типа не совсем то. В итоге выбрали Януковича, которого он теперь свергает ценой своей руки. Понятно, что когда рука только что оторвана, продолжать политические дискуссии бесполезно. Но насколько это по-нашенски: отдать право выборы кому-то, а потом жертвовать жизнью, чтобы сделанный не тобой выбор оспорить!!!

    Думаю, как он будет жить, если выживет? Ведь бытовые проблемы для однорукого - это на всю жизнь. А о его подвиге через месяц никто, кроме него, не вспомнит. И не поможет. Ни Яценюк, ни Тягнибок, ни Луценко, который будучи министром МВД "накосил" бабла столько, что многие матерые менты до сих пор удивляются. А этот ребенок даже квартиру в кредит купить не успел.

    Выхожу из больницы, какие-то майдановские самооборонцы пытаются остановить и выяснить, чего иду. Зверею. Говорю, я вашему товарищу бабло принесла, чтобы он выжил. А вы ему рану тряпкой заткнули - и сдали в "Скорую".

    На что мне ответили, что дескать война это.

    ну тут меня порвало окончательно. говорю, чего вы воюете с сами с собой. Отправляйтесь в Межигорье, сожгите его, сверните головы страусам. Что, слабо?!

    Они посмотрели на меня взглядами верующих людей, которым пытаются объяснить, что Бога нет. И я прекратила бессмысленный разговор. Нужно было покупать лекарства и звонить родителям этого придурка, чтобы приехали выхаживать свое революционное чадо...

    Вы хотели мира ценой позора - получите и позор, и войну.
    (Уинстон Черчилль после Мюнхенских соглашений)

    К вопросу о том оправдывают ли средства высокие цели? Глядя как били и толкали девчонок из офиса ПР, я вспоминала восторженные опусы на FB о рыцарях Майдана. Вот они - рыцари, плять! Хотели свалить Янека, получили партизанщину бандитскую. С обеих сторон. Французская революция тоже начиналась возвышенно, а закончилась террором, гильотиной, кровью и в итоге реставрацией монархии. Или не так ?

    Вот вам и перемирие! Пока Беркут отдыхал, из Львова приехали несколько тысяч "мирных демонстрантов" с тысячей стволов, которую они захватили в местном СБУ. И начали отстреливать ментов по взрослому.

    Кабмин эвакуировали. Персонал идет пешком к бульвару Леси Украинки.

    Раду тоже распустили.

    Допускают сдачу?

    У меня внутреннее ощущение, что верхушка спецслужб в доле с радикалами. И за каждый кровопролитный день получает дополнительное внебюджетное финансирование на оперативные нужды, из которого половину тут же крадет (по привычке).

    Иначе, как объяснить, что со стороны Бессарбки на Майдан можно занести что хочешь - от шин до автоматов

    Великая французская революция, украинская версия: сначала уничтожат аристократов, потом революция сожрет своих детей. Как сказал Дантон перед казнью

    Галина Акимова

    Слова: А. Вертинский
    Музыка: А. Вертинский

    Я не знаю, зачем и кому это нужно,
    Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и ненужно
    Опустили их в Вечный Покой!

    Осторожные зрители молча кутались в шубы,
    И какая-то женщина с искажённым лицом
    Целовала покойника в посиневшие губы
    И швырнула в священника обручальным кольцом.

    Закидали их ёлками, замесили их грязью
    И пошли по домам – под шумок толковать,
    Что пора положить бы уж конец безобразью,
    Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

    И никто не додумался просто стать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги – это только ступени
    В бесконечные пропасти – к недоступной Весне!

    Октябрь 1917
    Москва

    Было много неясного в описываемых песней событиях, и существовало несколько их версий. Так, К.Паустовский, слышавший в Киеве зимой 1918 года концерт Александра Николаевича, дает в своих мемуарах собственное толкование: «Он пел о юнкерах, убитых незадолго в селе Борщаговке, о юношах, посланных на верную смерть против опасной банды».
    По более расхожей молве, песня была создана в Москве в 1917 г. в октябрьские дни большевистского переворота, и в ней говорится о москвичах-юнкерах, ставших жертвами этого события.

    Такой версии придерживался и весьма известный драматург и театральный критик тех лет И.Шнейдер. Он писал: «В большой церкви Вознесения на Никитской, где Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой, стояло 300 гробов и шло отпевание юнкеров, выступивших против народа и убитых на улицах Москвы. Их похоронили на одном из Московских кладбищ. Пошли трамваи, открылись магазины и театры. В Петровским театре миниатюр Вертинский пел каждый вечер свою новую песенку о этих трехстах юнкерах и гробах».

    * * * * * * *

    В день начала Октябрьской революции 25 октября 1917 года в Москве проходил
    бенефис Вертинского. Его отношение к происходящим революционным событиям,
    выразилось в романсе «То, что я должен сказать», написанного под впечатлением
    гибели трехсот московских юнкеров.
    Романс возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали
    для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК:
    «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!»,
    он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!». . .

    Рецензии

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

    Я не знаю, зачем и кому это нужно.


    Опускали их в Вечный Покой.

    Равнодушные зрители молча кутались в шубы,
    И какая-то женщина с искаженным лицом
    Целовала покойника в посиневшие губы
    И швырнула в священника обручальным кольцом…

    Закидали их ёлками, забросали их грязью
    И пошли по домам под шумок толковать
    Что пора положить уже конец безобразию,
    Что и так уже скоро мы все начнём голодать

    И никто не додумался просто встать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги - это только ступени
    В бесконечные пропасти к недоступной весне.

    Я не знаю, зачем и кому это нужно.
    Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и не нужно
    Опустили их в Вечный Покой...

    А.Н.Вертинский
    "То, что я должен сказать" (на смерть юнкеров)
    1917 г.

    Столько раненных и погибших и ради чего - ради Конституции 2004 года, которую тогда критиковали все, кому не лень?! Ради того, чтобы Яценюк сохранил оппозиционное лицо, став премьером? Ради того, чтобы свалить Янека? Та, подождали бы год и провалили его на выборах! Но мы не ищем легких путей: год помолились на Ющенко, потом разочаровались; избрали его врага, чтобы сейчас умереть за его отставку

    вот это - правда.

    Ну, вот война постучалась и в мою дверь. Добрый светлый мальчик, который ухаживал за моей падчерицей, и если бы она трагически не погибла, наверное, стал бы моим типа зятем, потерял на Майдане руку. Добрый Майдан его не лечит. Лечит злая Галя, на деньги, заработанные на реакционном Интернет-ресурсе "Версии".

    Что вам сказать, дорогие френды? Это - жах! Первые жертвы вызывали потрясение. Когда их стало много, это уже просто статистика. Несчастные очумевшие медработники. Они не подписывались на работу в аду. Рук и медикаментов не хватает. Все грязные, окровавленные, всем больно. Кто-то кричит, кто-то обоссался, пардон. Дают список лекарств... Ну, я думала, что это список грехов Януковича.

    Мальчик в полубреду. Спрашиваю:
    -Дурик, ну чего тебя туда понесло...
    - За Украину...
    - А на выборах ты за кого голосовал?
    - Я не ходил...

    Ну, не ходил, потому что Ющенко - слабак, Юля типа не совсем то. В итоге выбрали Януковича, которого он теперь свергает ценой своей руки. Понятно, что когда рука только что оторвана, продолжать политические дискуссии бесполезно. Но насколько это по-нашенски: отдать право выборы кому-то, а потом жертвовать жизнью, чтобы сделанный не тобой выбор оспорить!!!

    Думаю, как он будет жить, если выживет? Ведь бытовые проблемы для однорукого - это на всю жизнь. А о его подвиге через месяц никто, кроме него, не вспомнит. И не поможет. Ни Яценюк, ни Тягнибок, ни Луценко, который будучи министром МВД "накосил" бабла столько, что многие матерые менты до сих пор удивляются. А этот ребенок даже квартиру в кредит купить не успел.

    Выхожу из больницы, какие-то майдановские самооборонцы пытаются остановить и выяснить, чего иду. Зверею. Говорю, я вашему товарищу бабло принесла, чтобы он выжил. А вы ему рану тряпкой заткнули - и сдали в "Скорую".

    На что мне ответили, что дескать война это.

    Ну тут меня порвало окончательно. говорю, чего вы воюете с сами с собой. Отправляйтесь в Межигорье, сожгите его, сверните головы страусам. Что, слабо?!

    Они посмотрели на меня взглядами верующих людей, которым пытаются объяснить, что Бога нет. И я прекратила бессмысленный разговор. Нужно было покупать лекарства и звонить родителям этого придурка, чтобы приехали выхаживать свое революционное чадо...

    Вы хотели мира ценой позора - получите и позор, и войну.
    (Уинстон Черчилль после Мюнхенских соглашений)

    К вопросу о том оправдывают ли средства высокие цели? Глядя как били и толкали девчонок из офиса ПР, я вспоминала восторженные опусы на FB о рыцарях Майдана. Вот они - рыцари, плять! Хотели свалить Янека, получили партизанщину бандитскую. С обеих сторон. Французская революция тоже начиналась возвышенно, а закончилась террором, гильотиной, кровью и в итоге реставрацией монархии. Или не так ?

    Вот вам и перемирие! Пока Беркут отдыхал, из Львова приехали несколько тысяч "мирных демонстрантов" с тысячей стволов, которую они захватили в местном СБУ. И начали отстреливать ментов по взрослому.

    Кабмин эвакуировали. Персонал идет пешком к бульвару Леси Украинки.

    Раду тоже распустили.

    Допускают сдачу?

    У меня внутреннее ощущение, что верхушка спецслужб в доле с радикалами. И за каждый кровопролитный день получает дополнительное внебюджетное финансирование на оперативные нужды, из которого половину тут же крадет (по привычке).

    Иначе, как объяснить, что со стороны Бессарбки на Майдан можно занести что хочешь - от шин до автоматов

    Великая французская революция, украинская версия: сначала уничтожат аристократов, потом революция сожрет своих детей. Как сказал Дантон перед казнью

    Галина Акимова




    Я не знаю, зачем и кому это нужно,
    Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и ненужно
    Опустили их в Вечный Покой!

    Осторожные зрители молча кутались в шубы,
    И какая-то женщина с искажённым лицом
    Целовала покойника в посиневшие губы
    И швырнула в священника обручальным кольцом.

    Закидали их ёлками, замесили их грязью
    И пошли по домам - под шумок толковать,
    Что пора положить бы уж конец безобразью,
    Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

    И никто не додумался просто стать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги - это только ступени
    В бесконечные пропасти - к недоступной Весне!

    Романс «То, что я должен сказать» Александр Вертинский написал вскоре после Октябрьской революции. В конце 1917 года текстовый и нотный варианты песни были опубликованы московским издательством «Прогрессивные новости». В тексте говорилось, что песня посвящена «Их светлой памяти».

    О том, кому посвящён этот романс, поначалу не было единого мнения. Так, Константин Паустовский, посетивший в 1918 году концерт Вертинского в Киеве, в своих мемуарах предположил: «Он пел о юнкерах, убитых незадолго в селе Борщаговке, о юношах, посланных на верную смерть против опасной банды».

    В действительности песня посвящалась юнкерам, погибшим в Москве во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 года и похороненным на Московском Братском кладбище. Об этом в мемуарах писал сам Вертинский: «Вскоре после октябрьских событий я написал песню „То, что я должен сказать“. Написана она была под впечатлением смерти московских юнкеров, на похоронах которых я присутствовал».

    Юнкера, обороняющие входы в Кремль. 1917 г. Фото: oldmos.ru

    По поводу этой песни, полной сочувствия к врагам большевиков, Александра Вертинского вызывали в ЧК для объяснений. Согласно легенде, Вертинский тогда сказал: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!». На это ему ответили: «Надо будет, и дышать запретим!».

    Вскоре Вертинский отправился гастролировать по южным городам России. В Одессе с ним встретился белогвардейский генерал Яков Слащёв. Он рассказал Вертинскому, насколько популярна стала его песня: «А ведь с вашей песней... мои мальчишки шли умирать! И ещё неизвестно, нужно ли это было...»

    Несмотря на то, что песня была написана в начале XX века, она сохраняет актуальность до сегодняшнего дня. Так, в годы перестройки романс исполнил Борис Гребенщиков. Тогда песня ассоциировалась с Афганской войной. В 2005 году на рок-фестивале в Чечне романс «То, что я должен сказать» исполнила Диана Арбенина. Эта песня также присутствует в репертуаре Валерия Ободзинского, Жанны Бичевской, Татианы Долгополовой и Павла Кашина, Надежды Грицкевич. 20 февраля 2014 года Борис Гребенщиков исполнил романс на Весеннем концерте в Смоленске, посвятив его погибшим на Евромайдане: «Сегодня странный концерт. Всё время меня не оставляет мысль, что в эту самую минуту, когда мы здесь поем, в Киеве, совсем недалеко от нас, одни люди убивают других».



    Похожие статьи