• Комплекс игр и упражнений по технике речи. Упражнения по технике речи Техника речи упражнения для совершенствования техники речи

    09.09.2023

    1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

    ИГРА СО СВЕЧОЙ

    Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

    Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только за ставить плавно танцевать пламя - Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

    МЫЛЬНЬТЕ ПУЗЫРИ

    Цель: Та же.

    Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает мыльные пузыри. Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:

    Осторожно - пузыри!

    Ой, какие!

    Ой, смотри!

    Раздуваются!

    Блестят!

    Отрываются!

    Летят!

    Мой - со сливу!

    Мой с орех!

    - Мой - не лопнул дольше всех.

    2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

    1. Веселый пятачок:

    а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

    б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

    в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

    Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

    Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е” приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необх мо освободить мышцы шеи и челюсти.

    1 . Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

    2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

    3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...» , подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

    4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнут мягкое небо поднято, гортань опущена).

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

    1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо влево.

    2. Кон фетка . Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо влево, вверх - вниз, по кругу.

    З. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

    4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

    5. Самый длинный язычок . Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

    МОТОЦИКЛ.

    Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРР! РРРР! РРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРР! РРРР! РРРР! РРРР!

    3. УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

    Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

    1.й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

    Свистит ветер - ССССССС...

    Шумят деревья ШШШЩШ...

    Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...

    Комар звенит - 3333333333...

    2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

    Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!

    Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

    Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!

    3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

    Кошка сердится - ф!ф!ф!ф!

    Пилит пила - С!С!С!С!

    Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!

    4. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ

    БОЛЬНОЙ ЗУБ

    Ход: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся

    КАПРИЗУЛЯ

    Ход: Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучи голос.

    КОЛОКОЛЬЧИКИ

    Ход: Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! И отзвук - ммм... БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! БУммм - БОмми! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн!

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ

    Ход: Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м» а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у»

    5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

    ЭХО (по Н.Пикулевой)

    Ведущий Дети

    Собирайся, детвора! Ра! Ра!

    Начинается игра! Ра! Ра!

    Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

    Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

    Сколько времени сейчас? Час! Час!

    Сколько будет через час? Час! Час!

    И неправда: будет два! Два! Два!

    Дремлет ваша голова! Ва! Ва!

    Как поёт в селе петух? Ух! Ух!

    Да не филин, а петух? Ух! Ух!

    Вы уверены, что так? Так! Так!

    А на самом деле как? Как1 Как!

    Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.

    6. ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

    ЧУДО-ЛЕСЕНКА

    Ход игры : Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

    Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

    Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

    Шаг-на-го-ры,

    Шаг-на-ту-чи...

    А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...

    Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

    Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

    САМОЛЕТ

    Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком ААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

    7. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

    ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

    Цель: Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

    Ход игры: Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

    ВКУСНЫЕ СЛОВА

    Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

    Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и съедает. Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

    СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Цель: Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.

    Ход игры: Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-З карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа лото. Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

    СОЧИНИ СКАЗКУ

    Цель: Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

    Ход игры: Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

    ВОПРОС - ОТВЕТ

    Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

    Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

    ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

    Цель: Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

    Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

    РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ, или « МОЯ СКАЗКА»

    Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

    Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

    ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

    Цель: Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

    Ход игры: Дети распределяются на группы (2-З), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками) и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

    Слово «шишка» - книжка, мышка, крышка...

    ФАНТАЗИИ О...

    Цель: Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

    Ход игры: Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, и т.п.

    Варианты: «Я - утюг», «Я - чашка», «Я - кукла», «Я - кошка», « Я –пчела», «Я - мячик» - и т.п.

    РУЧНОЙ МЯЧ

    Цель: Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

    Ход игры: Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

    а) противоположное по значению (день - ночь, горячий - холодный);

    б) определение к данному слову (елка - колючая, волк - зубастый);

    в) действие (дерево - растет, мальчик - бежит).

    Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

    Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность. Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал, занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

    Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос

    1. Приоткройте губы

    Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).

    • Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

    Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

    2. “Фыркающая лошадь”

    Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.

    • Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне.
    • Сделайте выдох с вибрацией губ.
    • Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).

    Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

    Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.

    Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

    3. “Радист”

    • Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

    Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.

    Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

    Упражнения на расслабление гортани

    4. “Зевающий лев”

    Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

    • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
    • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

    Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

    На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

    Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

    5. Пение буквы “М”

    Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

    Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

    Упражнения на расслабление диафрагмы

    Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.

    Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.

    Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

    6. “Пузатик”

    • Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
    • Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
    • Рука на груди должна оставаться неподвижной.

    Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

    Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.

    Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.

    Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

    7. “Дрожь земли”

    • Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
    • Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
    • Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).

    Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.

    Польза двойная:

    1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению

    Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

    Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

    8. “Выйдите из туалета”

    Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

    В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению.

    Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

    9. Делайте выдох дольше

    Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.

    Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

    В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

    Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

    10. Лежите на лопатках на болстере

    Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.

    • Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.

    Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания.

    • Дышите, как всегда, животом.

    11. Дыхание через одну ноздрю

    • Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.

    В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

    12. Бег

    Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.

    Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.

    Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.

    Из минусов - бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

    Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.опубликовано .

    Александр Герасименко

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

    Красивая речь складывается из трех компонентов: правильного дыхания, звучного голоса и внятной артикуляции. Вы наверняка слышали о том, что будущим актерам и вокалистам «ставят голос», но за этой туманной формулировкой скрывается кропотливая работа сразу в трех направлениях: дыхание, голос, дикция. Если вы хотите звучать, как профессиональный диктор, и поставили цель стать превосходным оратором, вам тоже придется уделить внимание каждому из этих аспектов. Иногда человеку кажется, что речь у него внятная, дышит он правильно, только голос подкачал. Поэтому он уделяет внимание одному типу упражнений, игнорируя все остальные. Это ошибка, которой следует избегать. Чтобы услышать недостатки речи, нужно быть профессионалом. Вам может казаться, что вы говорите безупречно внятно, но любой преподаватель ораторского мастерства, вокалист или логопед скажет, что вы «глотаете» звуки или неправильно артикулируете. К тому же компоненты красивой речи взаимосвязаны и по отдельности развиваются плохо. Правильной артикуляции и красивого тембра не будет без тренировки дыхания, а дикционные упражнения заодно улучшают звучание голоса.

    Развитие правильного дыхания

    Дыхание – физиологическая основа речи, поэтому начинать постановку голоса следует с него. Цель дыхательных упражнений – отработка сильного, экономного и равномерного выдоха. Если вы говорите тихо, то с высокой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также нужно научиться пополнять легкие незаметно, чтобы речь не прерывалась ненужными по смыслу паузами. Для этого придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, на дыхание влияет поза, поэтому не забудьте расправить плечи и подтянуть живот.

    Упражнение 1

    Тренируем правильное дыхание. Станьте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну ладонь на верхнюю часть живота, вторую – сбоку на талию. Это нужно, чтобы вы могли почувствовать движения ребер и диафрагмы во время упражнения. Без усилия вдохните, а выдыхайте на счет от 1 до 5. Считать вслух не надо, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы. Грудная клетка не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох – долгий и плавный, но без усилия.

    Упражнение 2

    Экономный вдох – короткий и бесшумный. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание: вы не слышите, как он вдыхает. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы убедиться: вдох может быть слышен, иногда из-за него возникают нарушающие смысл паузы. Чтобы этого не происходило, тренируем экономный вдох. Для этого нужно вдохнуть носом, задержать на счет 1-3 дыхание и плавно выдохнуть через рот на счет от 1 до 5. Выдох – долгий и плавный, вдох – короткий и естественный. Следите за мышцами пресса! Они не должны расслабляться, живот должен быть подобран.

    Упражнение 3

    Еще одно упражнение на экономный выдох. Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1-3. Задержите дыхание на счет «раз», а затем плавно выдыхайте через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без толчков, вибрации или ослабления к концу выдоха.

    Упражнение 4

    Переходить к этому упражнению следует только после того, как вы освоили экономный вдох и плавный выдох на звуках «с», «ф» и «ш». Положение тела то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Сделайте глубокий вдох через нос, короткую паузу, а затем на одном выдохе читайте скороговорку. Она должна звучать плавно, без толчков и пауз для забора воздуха.

    Постановка голоса

    Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это отправная точка: определите громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание: ваша задача – улучшить силу и выразительность речи именно в этом комфортном состоянии. Можете записать на аудио короткий отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы в своем тембре, чтобы затем можно было сравнить звучание до и после упражнений. Если постоянно перенапрягать связки, голос «сорвется».

    Упражнение 1

    Занимайтесь сидя, но не сутультесь – положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделайте глубокий вдох через нос, а на выдохе тяните сонорные звуки: «л», «м», «л», «р». Следите, чтобы звук получался равномерным, не дрожал, не угасал и не срывался.

    Упражнение 2

    Усложните предыдущее упражнение: добавляйте к сонорным звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и протяжно, как будто поете. Важно: акцент должен быть не на гласном звуке, а на сонорном: «ммма», «ммме», «ммми» и так далее. Чтобы поставить речь и расширить диапазон, постепенно усиливайте громкость: каждый слог произносите тихо, громче и громко. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.

    Упражнение 3

    Если получается протягивать слоги равномерно, без дрожания и толчков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе проговаривайте серию слогов с каждым сонорным, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «лэ», «ля». Слоги не должны сливаться в одно слово, делайте между ними паузу. Сначала говорите медленно, затем – с ускорением к концу ряда, затем – с замедлением. Выпишите слоги заранее: необходимость держать их в памяти будет отвлекать от основной задачи по развитию речи. По такому же принципу можно заниматься со скороговорками.

    Упражнение 4

    Это упражнение развивает не только голосовой диапазон, но также артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных для отработки техники речи и правильности произношения. Для этого произносите слоги слитно. Но читайте их построчно: одна строка – один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и шепотом, затем громче и в естественном темпе, затем быстро и громко. Используйте камушки или орешки – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:
    • ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
    • БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
    • МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
    • РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
    • ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
    • ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ

    Развитие дикции

    Если работать со сложными сочетаниями согласных хотя бы по 10-15 минут 6 дней в неделю, уже через месяц-другой у вас будет профессиональная дикторская артикуляция и правильная техника произношения. Но этого недостаточно, потому не забывайте про дополнительные способы улучшения артикуляции.

    Упражнение 1

    Разверните плечи, подберите живот, расслабьтесь. Это рабочее положение. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнести короткую скороговорку – любую. Например, «купи кипу пик». Сначала беззвучно шевелите губами, на новом выдохе проговорите ее четко, но шепотом. Затем тихо, громче и громко. Темп должен нарастать вместе с громкостью, но не спешите строчить, как из пулемета, главное – правильность артикуляции.

    Упражнение 2

    Для техники произношения полезно читать вслух стихи, отбивая ритм ладонями и двигая плечами. Стихотворения выбирайте на свой вкус, но эффективнее всего работать с детскими стихами, потому что у них простой ритм. Тренировка техники произношения требует упорства и дисциплины. В среднем, чтобы добиться результатов, нужно 2-3 месяца. Самостоятельно заниматься так долго сложно, легко потерять мотивацию или наделать ошибок, поэтому приходите в нашу школу ораторского мастерства на индивидуальные или групповые занятия!

    Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

    Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

    Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

    Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

    Голос

    Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

    Тембр

    Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

    Интонация

    Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

    Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

    Уроки для улучшения речи

    Дыхание

    Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

    Отрабатываем дыхание:

    • Ноги поставьте по ширине плеч;
    • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
    • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
    • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
    • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
    • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
    • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

    Подготовка мышц неба

    • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
    • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

    Упражнение для губ и языка

    • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
    • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
    • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
    • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

    Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

    • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
    • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
    • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
    • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

    По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

    Упражнения для усовершенствования дикции

    Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

    Упражнения для ослабленной нижней челюсти

    • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
    • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

    Податливое небо

    • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
    • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

    Упражнения для упрочения языка и рта

    Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

    • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
    • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
    • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
    • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
    • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

    Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

    • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
    • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
    • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

    Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

    • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
    • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

    Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

    Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

    • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
    • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

    Вырабатывание диапазона и повышение голоса

    • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
    • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
    • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

    Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

    Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

    Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

    Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

    Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

    Содержание:

    Упражнения по технике речи будут полезны для вас, если вы хотите поставить голос и речевое дыхание, овладеть разными резонаторами, расширить диапазон голоса, укрепить его силу и выносливость, обогатить и темп речи, а также произносить как согласные, так и гласные звуки.

    Про дыхание

    Если вы уже занимались постановкой правильного дыхания, то для вас не является секретом то, что сам процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Также он совершается человеком на подсознательном уровне. Но, когда вам приходиться работать с микрофоном, вы должны контролировать дыхание, подчинить его своей воле. Следует набирать воздух в большом количестве, а не так как мы привыкли, уметь задерживать его, экономно расходовать, чтобы его хватало до логической паузы в речи, во время который вы пополняете запас воздуха. Не умея естественно дышать, чтение материала может оказаться лишенным смысла и эмоционального звучания. Также очень важно, чтобы ваше речевое дыхание было беззвучным, а запас воздуха пополнялся достаточно быстро.

    Физиологическое или фонационное дыхание – это дыхание во время произнесения вашей речи. Главными мышцами, отвечающими за вдох, является диафрагма. Эта мышца разделяет брюшную полость с грудной и их группа, управляющая ребрами грудной клетки. Для человека естественным дыханием является дыхание в положении лежа на спине при расслабленных мышцах.

    Теперь лягте на спину, положа одну руку себе на живот, другую – на грудь. Сделайте вдох так, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а другая рука на животе – поднялась. После чего выдохните. Необходимо добиться легких и свободных движений при брюшном дыхании.

    Затем попробуйте проделать то же самое стоя. Чтобы нижнее дыхание стало для вас привычным, следует уделять ему достаточное количество времени. Лучше выполнять такие упражнения утром.

    Чтобы ощутить работу дыхательных мышц, нужно найти необходимое положение тела. Стоя, начните сутулиться, при этом расслабьтесь. Далее приподнимите плечи и грудь, откинув их назад. Так вы словно «наденете» их на свой позвоночник. Ваша спина укрепилась, а руки, шея и плечи остались свободными. Такое положение тела, должно стать для вас естественным и привычным. Не только в период работы над , но и в вашей повседневной жизни.

    На вопрос: «Как красиво научиться говорить?» ответ очевиден. Вам следует заниматься ниже перечисленными упражнениями.

    Комплекс упражнений для укрепления органов дыхания

    Цель этих упражнений – воспитание подвижности и свободы мышц диафрагмы. Это необходимо для того, чтобы она успевала сопровождать речь говорящего и сохраняла опорное звучание при слов.

    Упражнение «Проколотый мячик»

    Это упражнение сделает ваш выдох плавным и энергичным, не ослабевающим к концу. Имитируйте мяч, который прокололи шилом, подражая его звучанию: «Сссссс…». Ваши ладони рук должны охватывать грудную клетку с боков, как можно выше. Легко нажимайте на «мячик» своими ладонями, без особых усилий. Следите, чтобы воздух выходил подольше из легких.

    Выполняйте это упражнения легко, без каких-либо напряжений в издаваемом звуке. Ваши руки медленно сходятся, ощущая небольшое сопротивление проколотого «мячика». После чего, так же долго и медленно выдыхайте воздух на звуке «с ». При этом, чем меньше воздуха осталось в шаре, тем будут ближе ваши руки. В конце ладони сходятся. Вместе с этим в активном звуке «с » выбрасывается оставшийся воздух.

    Проделайте это упражнение для постановки правильного дыхания несколько раз подряд. Особое внимание уделите легкому и спокойному выбрасыванию звука, при этом расслабляя ладони рук.

    Упражнение «Свеча»

    Способствует развитию ровного, глубокого и интенсивного выдоха.

    Возьмите полоску бумаги, примерно размером 14 см на 3 см. Поднесите ее ко рту на 5-8 см. Губы следует сложить трубочкой, как будто вы собираетесь свистнуть. И начните дуть на полоску. При этом следите, чтобы угол ее наклона был одинаков на протяжении всего вашего выдоха. Выполняя такое упражнение, вы научитесь следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

    Следует добиться максимально ровного выдоха. Если он будет прерывистый – полоска бумаги начнет подниматься, опускаться и дрожать. А если вы будете стараться выдыхать ровно – бумажка будет оставаться отклонившейся. Представьте, что это пламя свечи, которое должно оставаться в таком положении. Обратите внимание на легкое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Такой «дыхательный поясок» сохраняет плавность и ровность выдыхаемой вами струи.

    Упражнение «Имитация природных звуков»

    Позволит вам выдыхать плавно, спокойно и энергично.

    Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их:

    Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»

    Свист ветра: «Ссссссс…»

    Жужжанье шмеля: «Жжжжжжж…»

    Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»

    Рокот работающего двигателя: «Ррррррр…»

    Карканье вороны: «Карр! Карр! Карр!…»

    Звук электрического звонка: «Рьрьрьрьрьрьрь…»

    Обратите внимание на работу диафрагмы: ее не следует сильно напрягать. Воздух словно вытекая в природу при шелесте листьев или жужжании шмеля. При рокоте работающего двигателя или звуке электрического звонка напряжение должно усиливаться, а воздух с силой выгоняется. При трескотне сороки, карканье вороны диафрагма активно и энергично двигается, выталкивая рывками воздух.

    Упражнение «Выталкивающая сила воды»

    Представьте, что вы стоите в воде по грудь. Дыхание ваше свободное, спокойное, руки вытянуты в стороны. А теперь выдохните воздух, резко отпустив руки вниз, к бокам. Вода снова поднимет ваши руки — сделайте в это время вдох. Снова опускайте руки, ведя счет вслух: раз, два, три, четыре… Со вздохом поднимите руки и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Затем до 10, 13, 15 и так далее. Потом в обратном порядке.

    Следите за координацией движений рук со счетом. Не опускайте руки раньше времени, если счет не окончен. Постарайтесь ощутить сопротивление воды под руками. Они плавно опускаются, поскольку вода их держит. И вы легко ими можете управлять: опускать их вниз то медленнее, то быстрее.

    Упражнение «Дыхание под счет»

    Встаньте перед зеркалом, выпрямите спину. Сделайте вдох, наполняя легкие воздухом в течение двух секунд. При этом его следует набирать так, чтобы струя шла только в середину ноздрей, а не стлалась по их стенкам. Вдох должен быть бесшумным. А воздух не должен втягиваться, а равномерно вливаться. В течение следующих двух секунд задержите его. Ваши ребра должны быть подняты и раздвинуты: удерживайте их в таком положении.

    Теперь, за две следующие секунды выдыхайте воздух. При этом воздух не должен задевать стенок носа, проходя через него. Выдыхайте бесшумно, плавно, равномерно и без толчков. Ваши нижние ребра должны расслабляться, а верхняя часть грудной клетки и плечи не должны опускаться. Все эту последовательность делайте в первый день занятий. Во второй задержите воздух на три секунды, в третий на четыре. Чтобы педантично следить за своим прогрессом, вам поможет следующая таблица:

    Первый день занятий 2 – 2 – 2

    Второй день 2 – 3 – 2

    Третий день 2 – 4 – 2

    Четвертый день 2 – 4 – 3

    Пятый день 2 – 4 – 4

    Шестой день 3– 4 – 4

    Седьмой день 4 – 4 – 4

    Для начала делайте упражнение не более минуты. В первый день сделайте его десять-одиннадцать раз. Во второй следует повторить два раза предыдущее упражнение, а потом переходить к следующему. И так далее.

    С течением времени, вам будет даваться легко выдыхать и вдыхать воздух. Тогда переходите к усложненным вариантам схем:

    Спустя два-три месяца время упражнений, вы можете увеличить от минуты до двух минут.

    Внимание: если у вас слабое сердце, ограничьте задержку воздуха в легкие.

    Упражнение «Лыжник»

    Представьте, что вы едете на лыжах и в руках у вас лыжные палки. Ноги сложите вместе. Попеременно оттолкнитесь палками и скользите все быстрее и быстрее. Считая вслух: «Раз! Два!» — оттолкнулись сначала одной рукой, затем другой, слегка приседая при этом. Далее считая уже мысленно, не вслух: «Три! Четыре!» — выдыхайте, продолжая отталкиваться. Если вы сможете выполнять упражнение легко и свободно, увеличивайте счет до пяти, шести, семи – вслух, до восьми, девяти – мысленно. И так далее.

    Теперь, непрерывно считайте все цифры вслух, без пауз, ускоряя движение, глубже приседая, считая быстрее. При этом дыхание не задерживайте. Не задумывайтесь о нем, просто прислушивайтесь к своему голосу – как он звучит.

    Ваша речь должна быть свободна. Чувствуя напряжение в голосовом звучании, подставьте вместо слов слоги: «мму », «мма », «ммо », «мми », «ммэ ». Согласный звук «м » поможет вам снять напряжение с речевого аппарата. Поскольку являясь звучным, он потребует значительно меньших затрат энергии на произнесение. Дыхание резко выбрасывается на словах счета.

    Упражнение «Гекзаметр»

    Гекзаметр представляет собой стих, состоящий из шести метров в античной поэзии.

    «

    В платье оделся, отточенный меч чрез плечо перебросил,
    К белым ногам привязал красивого вида подошвы,
    Вышел быстро из спальни, бессмертному богу подобный
    И приказание отдал глашатаям звонкоголосым
    Длинноволосых ахейцев тотчас же созвать на собранье.
    Очень скоро на клич их на площади все собралися.
    После того как сошлись и толпа собралася большая,
    Вышел на площадь и он, с копьем медноострым в ладони.
    Шел не один он. За ним две резвых собаки бежали.
    Вид на него излила несказанно приятный Афина.
    Весь изумился народ, увидавши, каким подходил он.
    Сел он на месте отцовском, геронты пред ним расступились».

    Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос

    Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос.
    Встал с постели своей возлюбленный сын Одиссея

    Затем три строчки вместе:

    Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос.
    Встал с постели своей возлюбленный сын Одиссея,
    В платье оделся, отточенный меч чрез плечо перебросил

    Каждый раз прибавляйте одну строчку, насколько вам хватит дыхания. После чего читайте в обратном порядке.
    Выполняя такое упражнение, вы сможете прочитать до десяти строчек на одном своем .

    Заключение

    Вы можете и сами придумать упражнения для развития дыхания. Вообразите себя лесорубом — имитируйте его действия. Удар топора сопровождайте звуком «кхэ»! Воздух со звуком выбрасывается из легких наружу, и они вновь моментально наполняются. Ваш выдох и вдох должны быть короткими, свободными, энергичными. Но не перестарайтесь: рубите легко, как бы играючи.

    Не смотря на то, что такие занятия похоже на причуду и чудачество, они являются основой голосового тренинга. Они поднимут вам настроение, раскрепостят ваш организм, а особенно мышцы, отвечающие за произнесение речевых звуков.



    Похожие статьи