• Конспект нод по изо в старшей группе "каменный цветок". Занятия по ИЗО старшей группы (рисование) Изо в ст гр

    23.12.2023

    Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Петушок-золотой гребешок»

    Цель : Закреплять знания детей о домашних птицах : учить создавать образ петуха , передавать движение, форму частей, цвет, дополнения.

    Задачи :

    Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

    Воспитательная – Воспитывать самостоятельность в создании образа петуха , любовь и интерес к животным, желание заботиться о них.

    Образовательная – Познакомить детей с техникой рисования оттиском (пуантилизм) Учить наносить оттиски используя контраст размера и цвета. Закреплять знания о частях тела петушка , умение пользоваться красками.

    Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок и легенд о петушке .

    Материалы и оборудование : Иллюстрации и картинки петушка , стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти. Звуки петушка . Мультфильм « Петух и краски »

    Ход занятия:

    Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия , вам придется отгадать загадку.

    Он носом землю постучит,

    Взмахнёт крылом и закричит.

    Кричит он даже сонный,

    Крикун неугомонный (Петушок ) Показ картинок с петушком .

    В народных сказаниях разных стран часто можно встретить образ петуха . Например, в русских сказаниях петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым Образ петуха прослеживается во многих областях духовной, культурной и материальной жизни человечества. Роль петуха в религии , литературе, сказаниях, легендах, военном деле и даже в метеорологии, настолько велика, что ни одно из них не могло полноценно развиваться, не имея в качестве фольклорного персонажа петуха . Ни одно другое домашнее животное не может с ним сравниться. Петух – это уникальная птица. С древних времен петух , как и солнце, отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи » , «вторые, третьи петухи » , «до. петухов » . Во все времена петух был своеобразным «будильником» . Он своим криком будил людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам» , люди вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух поднимал народы всех стран мира и цивилизаций на великие трудовые подвиги. Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха . Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху , прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха , разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в былинах. Он своим криком разгонял всю эту нечисть, и возвещал о начале дня, а вместе с ним – победу добра над злом В большинстве религиозных преданиях – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу.

    Петух , как и солнце, представлялся всевидящим, и по этой причине его использовали для предсказания погоды, в разнообразных гаданиях и ритуалах. Считается, что пение петухов в сильные морозы предвещает теплую погоду, а летом – наоборот. Изображение петуха -стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

    Флюгер – один из самых древних метеорологических приборов – указатель направления ветра чаще всего украшался фигуркой петуха . В английском языке он даже носит название «погодный петух » (weather cock) . Петух кроме всего прочего считается вестником солнца. В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета) . В китайской мифологии он сопровождает солнце в движении по небосводу.

    Связь с рассветом отражена и в его названии. Если русское слово « петух » происходит от глагола «петь» , то аборигены Австралии именуют петуха «птица, смеющаяся на рассвете» . А французское название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поящий рассвет» . Так что петух оставил свой след и в эстрадном искусстве. Ребята давайте послушаем как поет петушок .

    В сказке А. С. Пушкина, «Сказки о золотом петушке » петух выполнял функцию сторожа.

    «Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой :

    Коль кругом все будет мирно,

    Так сидеть он будет смирно;

    Но лишь чуть со стороны

    Ожидать тебе войны,

    Вмиг тогда мой петушок ,

    Закричит и встрепенется

    И в то место обернется».

    Здесь можно продолжить. Как утверждает легенда, город Сибарис в южной Италии пострадал из-за неприятия его жителями петухов . Пение петухов якобы мешало спать сибаритам, которые любили покой, безделье и благодушие. Они изгнали петухов за городские стены . В результате жители проспали нападение врагов на их город. Если бы почитали петухов , как большинство народов, возможно, продолжали бы нежиться и до сих пор.

    Одна из характерных особенностей петухов – это драчливость . У взрослого обычного петуха (5-6 лет) длина шпор достигает 6 сантиметров и более. В результате были выведены бойцовые породы кур, используемые исключительно для петушиных боев . Они имеют оригинальное телосложение : приподнятый спереди широкоплечий корпус, сильную шею с небольшой головой без гребешка и длинные , вооруженные шпорами ноги. Такие петухи больше напоминают хищных птиц, чем гордого красавца. При случае могут расправиться даже с ястребом.

    В давние времена петушиные бои входили в «программу подготовки» молодого бойца. В древности греческие солдаты, наблюдая за боем петухов , учились храбрости, стойкости и упорству. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои . Отвага и азарт, с которым дрались петухи , ставились в пример молодым легионерам. Петухи не только поднимали боевой дух воинов. По их поведению определяли исход битвы. В армии находились священные петухи , которым перед боем давали зерно : если птицы клевали его с аппетитом, войска шли вперед, если же нет – полководцы ничего хорошего не ждали от битвы. В наши дни боевые петухи в странах Южной Азии и Америки храбро защищают дома своих хозяев от змей и бродячих собак.

    Нельзя себе представить птичий двор без петуха . Наряд, повадки и нрав этой птицы говорят о ее особом положении.

    Петух хозяин двора . Он с рассветом первым выходит из курятника и своим «ко-ко-ко» поторапливает кур к выходу. Петух хороший семьянин . Найдет зернышко и начинает неистово сзывать кур. Кроме того, петух постоянно помнит о своих обязанностях, умудряясь не обделить никого своим вниманием. Послушайте стихотворения.

    К нам в гости петушок пришёл

    И семью свою привёл :

    Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

    Как украшен петушок !

    Острый клюв и гребешок ,

    Яркий хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.

    Любит Петя рано встать

    И ку-ка-ре-ку кричать!

    Громко петушок поёт ,

    Спать детишкам не даёт.

    По двору он важно ходит,

    В травке зернышки находит.

    Как же петушок хорош –

    Лучше Пети не найдёшь!

    Есть у петушка подружка –

    Это курочка – Пеструшка.

    Есть у петушка сынок –

    Цыплёнок – желтенький комок.

    Весёлая семейка в курятнике живёт,

    Дремлет на насесте

    Да зёрнышки клюёт.

    В крестьянском быту считалось если нет петуха во дворе значит и скот перестанет водится, масло и молоко станет безвкусным. Ребята вот мы с вами и узнали многое о петушке .

    А сейчас давайте поиграем. Я буду курочка мама, а вы мои цыплята петушки . А кошка у нас будет музыкальный руководитель. Звучит музыка.

    Игра «Курочка-хохлатка» :

    Вышла курочка-хохлатка

    С нею жёлтые цыплятки.

    Квохчет курочка : «Ко-ко» ,

    Не ходите далеко,

    Лапками гребите ,

    Зёрнышки ищите.

    На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка.

    Кошка глазки открывает

    И цыпляток догоняет.

    Дети-цыплята убегают в свои домики.

    Молодцы, цыплятки! Никого не поймала кошка!

    Хорошо мы с вами отдохнули а теперь можно и поработать

    А теперь, я приглашаю вас сесть за столы (на них лежат принадлежности для рисования вспомним как мы должны работать простыми карандашами и кисточками)

    Я хочу вам предложить нарисовать нашего петушка . Педагог предлагает детям нарисовать петушка с помощью простого карандаша. И чем именно будет заниматься ваш петушок на вашей картине . Показ выполнения работы с использованием графического диктанта. Затем дети дорисовывают остальные части петушка :глаз, гребешок , клюв, лапки, крыло, хвост. Особое внимание педагог обращает на пышный, разноцветный хвост петушка и показывает приемы его изображения (отдельные дуги разного цвета расходящиеся в стороны из одной точки) . Когда рисунок у нас готов теперь мы будем работать с красками. Рисовать сегодня мы будем необычной техникой, называется она пуантилизм. Пуантилизм (от фр. pointiller - писать точками) - художественный прием в живописи : письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников, наносимыми на холст чистыми красками в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя (в отличие от механического смешения красок на палитре) . Изобрел пуантилизм французский живописец Ж. Сёра на основе научной теории дополнительных цветов. И мы с вами сегодня попробуем нарисовать нашего петушка в технике пуантилизма. Берем кисточку и отпечатываем прямоугольный след от кисточки и так заполняем все пространство нашей картины.

    Дети работают самостоятельно под музыку. Готовые рисунки выставляются на выставку.

    Работа выполнена Полетаевой Марины.

    Дети подходят и рассматривают свои работы. Ребята рассказывают о том, какие петушки у них получились . Какие краски использовали для рисования петушка . В конце можно посмотреть мультфильм « Петух и краски »(Смотрим мультфильм.)

    Конспект занятия по ИЗО

    (нетрадиционная техника

    «Оттиск поролоном»)

    в старшей группе.

    Тема: «Плюшевый медвежонок»

    Воспитатель: Кудрявцева Т.А.

    Цели занятия:

    1.Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой - оттиск поролоном, позволяющий наиболее ярко передать изо­бражаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).

    2. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относи­тельную величину, расположение, цвет.

    3. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

    4. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

    Материал для занятия:

    Детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар;

    Альбомный лист;

    Простой карандаш;

    Набор гуашевых красок;

    2 кусочка поролоновой губки;

    Тонкая кисть;

    Стаканчик с водой;

    Салфетка;

    Медальоны на ленточках с изображением разных игрушек для игры.

    Предварительная работа: рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи.

    "

    Ход занятия

    1. Организационная часть

    Педагог. Ребята, скажите, что вам необходимо для ваших игр?

    Дети. Игрушки.

    Педагог. А откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?
    Дети. Из магазина.

    Педагог. Верно, но сначала их делают на фабрике игрушек, а по­том они попадают в магазин, где их покупают. Сегодня я хотела бы пригласить вас в магазин игрушек, чтобы пополнить ими нашу группу. Но чтобы их приобрести, нужно платить не деньги, а отга­дать про игрушки загадки.

    Загадки об игрушках"

    Я хорошая игрушка,

    Буду девочкам подружкой.

    Я могу сидеть в коляске,

    Закрывать умею глазки,

    Я прошу меня любить,

    Не ронять меня, не бить! (Кукла)

    Деревянные подружки

    Пляшут на его макушке,

    Бьют его, а он гремит,

    В ногу всем шагать велит. (Барабан)

    Ребятам весело со мной,

    На ножке я кручусь одной

    Пока верчусь, я не тужу,

    Кручусь - жужжу, жужжу - кружу.

    Он и стройный, и красивый,

    У него густая грива!

    Жаль, нельзя на нем промчаться,

    Только можно покачаться. (Конь-качалка)

    Совсем не нужен ей водитель.

    Ключом ее вы заведите -

    Колесики начнут крутиться,

    Поставьте - и она помчится. (Заводная машина)

    Ушки чуткие - торчком,

    Хвост взлохмаченный - крючком.

    У дверей она лежит,

    Зайкин домик сторожит. (Собачка)

    Зверь забавный сшит из плюша:

    Есть и лапы, есть и уши.

    Меду зверю дай немного

    И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь)

    Серый байковый зверушка,

    Косоглазый-длинноушка.

    Ну-ка, кто он, угадай

    И морковку ему дай! (Зайчик)

    Ростом разные подружки,

    Не похожи друг на дружку,

    Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка. (Матрешка)

    Мячики цветные -

    Просто чудеса:

    И прыгают, и скачут,

    И рвутся в небеса. (Воздушные шар)

    Педагог. Вот сколько новых замечательных игрушек появилось

    у вас, скучать вам не придется. Ребята, я хотела бы раскрыть один секрет: когда вечером вы уходите из детского сада, игрушки собираются и делятся впечатлениями о том, как вы играли, кто был добр с игрушками, а кто их бросал, трепал и неаккуратно с ними обра­щался. Однажды, когда я задержалась в детском саду, услышала ис­торию о том, как игрушки сбежали от мальчика Саши, потому что он их обижал. Послушайте, я думаю, это послужит для вас поучи­тельным уроком.

    Сбежали игрушки.

    От мальчика Саши сбежали игрушки:

    Его заводные, смешные зверушки.

    Он часто бросал их, не знал, как играть,

    Сумел даже лапу медведю сломать.

    А встретил их в цирке:

    Нарядных, смешных!

    В артистах узнал он игрушек своих.

    Умело слоненок играет мячом,

    А мишенька первым прослыл силачом!

    Хоть очень высоко натянут канат,

    Идет по нему кот-акробат.

    Зайчата в коляске звенят бубенцами,

    Упряжкой лошадок командуют сами!

    Нарядный по рельсам стучит паровоз,

    По кругу веселых зверушек повез.

    Гудит паровозик, бежит вверх и вниз!

    Зверушек не раз вызывали на бис!

    И понял тут Саша, кого потерял!

    Он всех их вернуться домой умолял!

    Я буду любить вас, Со всеми играть,

    В обиду игрушки свои не давать!

    А утром на полке стояли зверушки,

    Его заводные смешные игрушки!

    Они неразлучными стали друзьями.

    А друг - это здорово! Знаете сами!

    Л. Герасимова

    Педагог. Ребята, я думаю, вы бы тоже не захотели, чтобы от вас сбежали игрушки. А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

    Дети. Играть и обращаться с игрушками аккуратно, не бросать их, не обижать, убирать их на место после игры.

    Педагог. Правильно, тогда они всегда с нетерпением будут ждать вас в детском саду, с удовольствием играть с вами и даже танце­вать.

    Физкультминутка

    «Мишка с куклой пляшут полечку»

    Мишка с куклой бойко топают, Дети стоят в кругу, руки на поясе.
    Бойко топают, посмотри! Притопы правой ногой.

    И в ладоши звонко хлопают, Хлопки в ладоши.

    Мишке весело, Мишке весело, Руки на поясе.

    Вертит Мишенька головой. Повороты головы вправо-влево.

    Кукле весело, тоже весело, Хлопки в ладоши.

    Ой, как весело, ой, ой, ой!

    Мишка с куклой бойко топают, Поочередные притопы правой и

    Бойко топают, посмотри! левой ногой.

    И в ладоши звонко хлопают, Хлопки в ладоши.

    Звонко хлопают: раз, два, три!

    Мы попробуем, мы попробуем, Легкие прыжки с движением по

    Эту полечку станцевать, кругу, взявшись за руки.

    Разве можем мы, разве можем мы.

    Разве можем мы отставать!

    Л. Качурбина

    Педагог предлагает детям нарисовать на занятии портрет плюшевого

    мслвежонка.

    2. Практическая часть

    1. Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, от­носительную величину, расположение, цвет, фактурность поверх­ности (круглая голова, с полукруглыми ушками, большое овальное Туловище с двумя овальными верхними и нижними лапами, пушис­тая поверхность коричневого цвета).

    2. Нарисовать контур медвежонка простым карандашом, начиная с головы, крупно, соотнося с размером листа.

    3. Вспомнить способы рисования нетрадиционной техники – оттиск поролоном:

    Ребята, если посмотреть на ваших медвежат, можно заметить, что контур игрушки нарисован ровными, гладкими линиями, а наш медвежонок на самом деле пушистый, даже лохматый. Для того что­бы его портрет был похож на настоящего медвежонка, мы использу­ем новый способ изображения: будем рисовать кусочком поролоно­вой губки. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (коричне­вую), затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получит­ся отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следую­щий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками пространство внутри.

    4. Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот медвежонку, прорисовать коготки на лапах, по желанию украсить нарисованную игрушку бантом.

    5. По желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.

    В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напо­минает о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно-окрашенную поверхность; сначала выполнить до конца один элемент, лишь затем приступать к выполнению следующего.

    3. Итог занятия

    Педагог. У вас получились чудесные портреты веселых пушистых медвежат, которые можно вставить в рамочку и повесить в детской комнате.

    В конце занятия педагог предлагает детям игру «Отыщи друга!». По считалке выбирается водящий. Дети в стороне от него выбира­ют и надевают медальоны с понравившимися персонажами, пере­ворачивают их обратной стороной, чтобы не было видно изображе­ния, встают вокруг водящего и поют (можно использовать обычные игрушки и во время игры прятать их за спиной):

    Вова, Вова, не грусти,

    Себе друга отыщи!

    Не грусти, не грусти,

    Себе друга отыщи!

    Водящий в это время ходит внутри круга. Когда дети заканчивают пение, водящий останавливается около одного из участников и поет:

    Кто, кто ты такой?

    О себе мне пропой!

    Ребенок поет о своем персонаже, не называя его, например:

    Я длинноухий трусишка,

    И зовут меня... зайчишка.

    Водящий, отгадав персонаж, поет в ответ:

    Милый зайчишка, покажись,

    Со мной в пляске подружись!

    Дети с игрушкой весело кружатся.

    Следующим водящим стано­вится ребенок, спевший о своем персонаже

    Толково и грамотно, шаг за шагом, организовать творческие занятия по ИЗО с детьми Вам помогут полезные материалы данного раздела. Будь то рисование, лепка, конструирование или аппликация, каждое подобное мини-мероприятие требует правильной организации и вдумчивого, осознанного подхода.

    Для Вас - неисчерпаемый источник вдохновения для позитивного детского творчества.

    Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:
    По группам:

    Показаны публикации 1-10 из 20123 .
    Все разделы | ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

    Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Ласковое солнышко» Предварительная работа : - Чтение детям стихотворений о солнце и других природных явлениях; - Наблюдения за солнцем на прогулках; - Дидактические игры и рассматривание иллюстраций о солнце и других природных явлениях; - Чтение потешек и песенок; - Пение песен и прослушивание...

    Конспект занятия во второй младшей группе по рисованию «Дорожка для паровозика» Конспект занятия во второй младшей группе по рисованию. Тема : Дорожка для паровозика. Программное содержание : учить детей рисовать линии сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю,...

    ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Занятие по рисованию «Дымковские кони»

    Публикация «Занятие по рисованию «Дымковские...» Цель занятия - продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии, форму игрушек. Упражнять в рисовании кругов не отрывая кисть от бумаги. Материалы: - Дымковские игрушки - Фотоиллюстрации -Гуашь - Кисти Ход занятия В начале...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Цель: учить создавать яркую красочную поделку с использованием нетрадиционной техники - объемная аппликация и конструирование. Задачи: Образовательные: учить вырезать детали со сложной контурной линией, продолжить работу над композиционным построением изображения. Развивающие:...


    Цель: создание условий для формирования навыков рисования нетрадиционным способом, при помощи губки. Задачи: Закрепить знания о времени года (осень) и об осенних листьях; Развивать внимание, мелкую моторику, мышление; Формировать умение раскрашивать осенние листья. Ход...

    Конспект занятия рисование мятой бумагой «Осеннее дерево» Конспект занятия по рисованию «Осенние деревья». Цель: -познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – рисование мятой бумагой. -развивать чувство цвета и композиции; желание рисовать традиционными и нетрадиционными приемами рисования. -воспитывать интерес к отражению в...

    ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Занятие по изобразительной деятельности в группе детей с задержкой психического развития «Новогодняя открытка»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА» (для группы развития) подготовила и провела воспитатель второй квалификационной категории Журлова Галина Алексеевна Программное содержание: Учить рисовать поздравительную Новогоднюю открытку, создавая...


    Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий - доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
    Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
    Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски - складные мольберты (для старших групп) и т. д.
    Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей - прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
    Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах - из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней - из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
    В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
    Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 - толстые.
    Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
    Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
    Детям младшей группы рекомендуется давать для рисова-йия бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
    При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти - флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
    Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные - гуашь.
    Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
    Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
    Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
    Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство - прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая - в плитках, полумягкая - в фарфоровых формочках и мягкая - в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
    Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.
    Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель - толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
    Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
    Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,- обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
    Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок - грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски - ангобы.
    Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
    Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы - обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
    Для занятий лепкой нужны пластические материалы - глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
    В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
    Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
    Пластилин - искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
    У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
    Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов- 18 см).
    Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона - более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
    Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
    Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
    Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины - предлагается пластилин.
    Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
    В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

    "Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

    Похожие статьи