• Конспект занятия по социальному воспитанию "мой сосед по парте".

    05.06.2019
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «»Детский сад №50 «Ласточка»

    Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан

    Конспект занятия по социализации

    в старшей группе

    Тема: «Мое право на имя»

    Воспитатель 2 кв. кат.

    Хайбуллина Л.Т.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

    Развивающие задачи: развивать осознание ребенком своего места в обществе. Активизировать словарь: имя, отчество, фамилия.

    ^ Воспитывающие задачи: воспитывать добрые отношения к своим близким.

    Материалы и оборудование: фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», аудиозапись «Книга ласковых имен» О.Кириллова, бумага, цветные карандаши.

    ^ Предварительная работа: просмотр мультфильмов о доброте. Беседы с детьми и родителями об их именах, что они означают.»Дай имя своей любимой игрушке». Игра «Узнай по голосу». Просмотр портретов известных людей, художников, композиторов.
    ^ Ход занятия
    Воспитатель: Ребята сели все красиво. Я вам загадаю загадку, внимательно слушайте.

    Марусеньке копеечку.

    Захотели сладкого сахарного пряничка.

    Бабушка по улице старенькая шла,

    Девочкам по денежке дала.

    Марьюшке - копеечку,

    Марусеньке-копеечку,

    Машеньке-копеечку,

    Манечке- копеечку,-

    Вот какая добрая бабушка была!

    Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

    Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Кондрат задумался, глядя из угла:

    Много ли копеечек бабушка дала? (К.И.Чуковский)
    Воспитатель: Ребята, подумайте, сколько копеек бабушка дала и кому? (Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка- одна и та же девочка.)

    Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомы с книгой «Конвенция о правах ребенка». В этой книге мы узнали о своих правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты. В Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. (Показ свидетельства о рождении)

    У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

    Много нас живет на свете,

    Только все мы вместе - дети!

    И куда ни бросишь взгляд,

    Дружат Саша и Азат,

    Дружат Таня и Белая,

    Гуля дружит и Руслан.

    Звучат гордо имена:

    Рома, Люба, Медина,

    Оля, Люда, Алия

    Вместе – дружная семья! (О.Данилова)
    Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть не только имя, но и фамилия и отчество.

    А кто знает, зачем вам дали такое имя? (^ Ответы детей )

    А что означают ваша фамилия? (Ответы детей )

    Нравится ли тебе твое имя?

    Как называют тебя в семье?

    В честь кого тебе дали имя?

    Что ты знаешь о своей фамилии?
    Воспитатель:

    Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители. Людмила – милая людям. Виктор – победитель. София – мудрая. Алсу – розовая вода. Тимур – железный. Александр – защитник людей. Всеволод – всем владеющий. Леонид – подобный льву. Екатерина – чистая. Марина – морская. Гюзель – красивая. Иван – милость Божия. Владислав – славный, прославленный.

    Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия? (ответы детей).

    Затем воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных всем людей и объяснить, чем эти люди знамениты. (А.С. Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.)

    (Воспитатель читает детям стихотворение)

    Имя нам дает отраду,

    Дарит счастье и удачу,

    Оттого узнать бы надо,

    Что же наше имя значит?(Т.Шорыгина)
    Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Найди себе пару». Для этого кто – нибудь из ребят назовет свое имя, а те, чье имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

    А сейчас ребята мы с вами посмотрим фотографии (Рассматривание фотографий игра «Как растет твое имя?» воспитатель демонстрирует детям свои детские фотографии и рассказывает).

    Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лейсаночка. Девочка выросла, стало взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по - прежнему зовет меня ласково. Как? Лейсаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Лейсан. А в детском саду я для всех Лейсан Талгатовна.

    Наш Саша в школе будет Александром. Катя – Екатериной. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Если папу у Александра зовут Иваном, то будет он Александром Ивановичем. Подумайте, как будут называть вас? А какое у тебя имя и отчество? (ответы детей. Если ребенок затрудняется, вся группа помогает.)

    А теперь послушайте, как один хороший человек расколдовал девочек. (Аудиозапись О.Кириллова «Книга ласковых имен»).

    Воспитатель: Ребята давайте, а сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как незнайка сочинял стихи».

    Понравились ли вам стихи Незнайки и почему? А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища? Почему? (Воспитатель подводит детей к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя, и обидное изменение этого имени будет нарушением права).

    Ребята вспомните о добрых отношениях между людьми и вежливо обращайтесь друг к другу, ласково называя по имени.

    А теперь ребята давайте возьмите карандаши и нарисуйте себя среди людей. В рисунке постарайтесь указать ваше отношение к окружающему миру и к людям.

    Спасибо за внимание.

    Программное содержание:

    1. продолжить знакомить с декларацией прав ребенка;
    2. развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, возраста и личного своеобразия;
    3. закрепить знания о семье, знать ее состав, воспитывать нежное заботливое отношение к своей семье, закрепить чувства уверенности и защищённости, помочь понять, что взрослые и дети нужны друг другу;
    4. продолжать знакомить с правовыми знаками;
    5. развивать познавательную активность, образное, творческое мышление;
    6. развивать связанную речь детей.

    Материал к занятию:

    Картинки детей разных рас, их жилых помещений разделенные на части, глобус, картинки на каждого «Найди семью» , фломастеры, листы бумаги на каждого, картонный театр «Заюшкина избушка» , правовые знаки и сюжетные картинки, игра – моделирования «Страна детей» .

    Предварительная работа:

    • знакомство с глобусом, с людьми разных национальностей и рас
    • чтение художественной литературы
    • дидактические и сюжетные игры
    • экскурсия по карте мира
    • экскурсия по Африке – познавательное заняти
    • изготовление фризов.

    Дети, вы знаете, что есть такие документы, которые подписали люди нашей планеты. Очень важные документы – Декларация прав ребенка.

    Что написано в этих документах?

    Правильно права.

    И эти права для всех, не зависимо от того, какого цвета кожа и национальность.

    На свете живут, разноцветные дети
    Живут на одной разноцветной планете
    И эта планета на все времена
    У всех разноцветных все лишь одна

    Крутится планета, большая планета
    Ладонями солнца она обогрета,
    Но греют планету намного теплей
    Улыбка и смех разноцветных детей

    Посмотрим на глобус. Какие цвета есть на нем? (белый, синий, зеленый, коричневый, желтый) . Правильно, она так раскрашена потому, что разная поверхность на Земле. Так и люди, живущие на ней: похожие и разные (ставятся картинки) .

    Чем похожи люди на Земле? (они похожи строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах) .

    А чем отличаются? (цветом кожи, разрезом глаз, одеждой, цветом волос) .

    Есть чернокожие – живут в Африке, есть желтокожие, которые проживают в Китае, Японии и Корее, белокожие, как мы – живут в Европе, Америке, России.

    Они все умеют говорить, но у каждого свой голос. Люди поют по – разному, одеваются и даже питаются, но все они имеют одинаковые права, правила поведения.

    Какими правами вы сейчас пользуетесь? (правом на труд, учебу, посещения детского сада, медицинское обслуживание, на заботу семьи) .

    Правильно и у этих детей (показывает картинки) есть те же права.

    Вот эти дети нарисовали свою семью. Как вы думаете, кто из них что нарисовал? Соедините линией каждого ребенка со своей семьей (выполняется задание) .

    А посему вы так решили? (потому что дети похожи на своих родителей) .

    Нарисуйте свою семью. (дети схематично рисуют членов своей семьи и называют их.

    Все дети имеют семью – это взрослые и дети живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку, и если она маленькая – мама и сын, мама и дочь – они все равно любят друг друга, внимательны и заботливы друг к другу. Это тоже дружная хороша семья.

    Игра- задание:

    1. У брата беда – сломалась машина – утешь его
    2. Мама расстроилась. Чем можно утешить его?

    Расскажи, как вы заботитесь о близких? (рассказы детей) .

    Игра – моделирование:

    Построй дом из частей.

    Никто не имеет права нарушать неприкосновенность жилья. А вспомните, в какой сказке было нарушено это право? («Заюшкина избушка» ) .

    Дети драматизируют отрывок из этой сказки.

    Воспитатель показывает правовой знак, соответствующий праву на жилье.

    А сейчас мы вместе с вами расскажем сказку с помощью картинок: «Плыл пароход» . На пароходе были взрослые и дети. Пароход наскочил на мель, и произошло кораблекрушение. Дети попали на один остров, взрослые – на другой.

    Проснулись дети утром, а вокруг никого. Нашли пещеру и решили в ней жить. Зашли и увидели там медведя. Он как зарычит. Дети испугались и убежали.

    Дети захотели есть, а еду приготовить некому. Дети стали есть бананы, кокосы, горох. Наступила ночь, а спать негде. Дети легли спать на траве, свернувшись калачиком.

    Детям стало плохо и страшно без взрослых. И взрослым плохо – некого любить, не о ком заботится.

    Случилось землетрясение, и два острова соединились, и взрослые встретили своих детей. Все были счастливы.

    Пока дети маленькие, все взрослые в первую очередь заботятся о них. (показать правовой знак) .

    А сейчас мы вспомним те права, которые мы уже знаем с помощью правовых знаков.

    Разложить знаки соответственно праву людей. (дети выполняют задание) .

    Все дети Земли имеют право на имя, заботу взрослых, учебу, труд, отдых и никто не имеет права обижать и наказывать друг друга.

    Каждый должен знать свои права и уважать права других.

    Литература:

    1. Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.
    2. Грызик Т.А. Познаю мир. М., Просвещение. 2000.
    3. Дошкольное воспитание. 2004. №6.
    4. Журналы. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., Либерия – Бабинформ №9 – 10 – 7. 2006, №3 – 2005.
    5. Защита прав и достоинства маленького ребенка. М., Просвещение., 2003.
    6. Козлова С.А. Мой мир. М., Мика – Преск, 2003.
    7. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М., Творческий центр, 2004.
    8. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. М., Творческий центр. 2004.
    9. По дорогам к азбуке. Методические рекомендации Кислова Т.Р. м. Баласс. 1997.
    10. Соловьева Е.В. Дети планеты Земля. М., Мика – Преск, 2001.
    11. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М., Ставрополь, 2001.
    12. Усачев А. Приключение маленького человека. М., 1997.
    13. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права на всякий случай. М., 1995.
    14. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права ребена. М., 1997.
    15. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Ваши права. М., 1995.
    16. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.

    Подготовила и провела Авраменко Н.В. Саранск 2014 МАДОУ «Д/с №76 комбинированного вида»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6

    Занятие по социализации во второй младшей группе «Волшебные слова».

    Подготовил:

    Педагог-психолог

    Опанасенко Л.Ю.

    г. Жуковский,2017 г.

    Цель занятия:

    Развитие навыков культурного общения.

    Задачи занятия:

    Развивать коммуникативные способности;

    Развивать произвольное внимание;

    Развивать опорно-двигательную систему.

    Материалы: игрушка зайка.

    Ход занятия «Волшебные слова»:

    Приветствие.

    Психолог садиться с детьми в круг, и сообщает, что сегодня она пришла к ним не одна, а с зайчиком, которого зовут Ушастик.

    Зайчик Ушастик, приветствует детей и знакомится с каждым ребенком, спрашивая, как его зовут.

    Основная часть.

    Зайчик Ушастик:

    Ребята, я пришел к вам в гости не просто так, я хочу попросить вас, мне помочь. Дело в том, что у нас в лесу все звери очень добрые, хорошие и вежливые. Они знают много добрых, вежливых слов, например такие: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, простите, извините. Этих слов так много, что я совсем запутался, какие слова, когда нужно говорить. Поможете мне разобраться? (ответ детей: да)

    Хорошо ребята! Скажите когда вы приходите в садик, заходите в группу, что вы говорите? (ответы детей: здравствуйте, привет, доброе утро) А когда покушаете говорите спасибо? (ответ детей: да) А если вам помогли одеться на прогулку, завязали шнурки, одели шапочку, что нужно сказать? (ответ детей: спасибо) Значит, если кто-то сделал, что-то хорошо или помог тебе, нужно говорить спасибо! Я запомнил! Если мы что-то хотим попросить, какое слово нужно сказать? (ответ детей: пожалуйста) А если ты не чаяно кого-то обидел или толкнул что нужно сказать? (ответы детей: извиниться, сказать прости, извини) А когда уходим домой, что нужно сказать ребятам, которые остаются в садике? (ответ детей: до свидания)

    Ой, как здорова! Я теперь все запомнил, а давайте поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста» .

    Игра «Пожалуйста».

    Зайка Ушастик:

    Ребята, я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только если я скажу «пожалуйста». Если я не скажу этого волшебного слова, вы будете стоять на месте.

    Пожалуйста, поставьте руки на пояс;

    Пожалуйста, присядьте;

    Пожалуйста, встаньте;

    Поднимите руки вверх;

    Пожалуйста, покружитесь;

    Пожалуйста, встаньте на одну ногу;

    Попрыгайте;

    Пожалуйста, поднимите руки вверх;

    Разведите руки в стороны;

    Пожалуйста, улыбнитесь.

    Молодцы! Ребята садитесь на стульчики. Ребята, а знаете, мои друзья, ежик и бельчонок, говорят, что я иногда совершаю нехорошие поступки, помогите мне, подскажите какие поступки хорошие, а какие плохие, как делать можно, а как нельзя.

    Давайте, так, я буду говорить какие поступки я совершаю, а вы, если это хороший поступок – хлопайте в ладоши, а если плохой – топайте ногами.

    Я здороваюсь при встрече;

    Я толкаюсь и не извиняюсь;

    Я помогаю бабушке;

    Когда мне дарят подарки, я говорю спасибо;

    Я перебиваю, когда кто-то говорит;

    Я обзываюсь обидными словами;

    Я помогаю маме и папе;

    Когда я ухожу, говорю до свидания.

    Спасибо вам ребята! Вы очень мне сегодня помогли!

    Психолог:

    А давайте ребята, на прощание сыграем в игру, которая называется «делай как я», мы с вами поиграем, а зайка на нас посмотрит.

    Игра «Делай как я»

    Повторяйте за мной движения:

    Если нравиться тебе, то делай так, прыгаем;

    Если нравится тебе, то делай так, кружимся;

    Если нравится тебе, то делай так, приседаем;

    Если нравится тебе, то делай так, обнимаем сами себя;

    Если нравится тебе, то делай так, хлопаем в ладоши;

    Если нравится тебе, то делай так, улыбаемся друг другу;

    Зайка Ушастик:

    Хорошо у вас ребята в гостях, но мне пора возвращаться к себе домой, спасибо вам! До свидания, ребята!

    Психолог:

    Вот занятие прошло,

    До скорого свидания.

    Всем друзьям скажем

    Дружно: «До свидания!»

    Тема: Общение.

    Цель: сформировать у обучающихся представления о способах и средствах общения.

    Задачи:

      развитие навыков взаимодействия с другими;

      обучение школьников использованию полученных знаний для эффективного общения;

      стимулирование учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

    1. Копилка хороших новостей.

    ---Что хорошего, доброго произошло в вашей жизни за неделю?

    2. Установка на занятие : без чего человек не может прожить?

    Все мы живём среди людей. Мы учимся, встречаемся с друзьями, с близкими, ходим в гости. И в любой ситуации, иногда независимо от нашего желания , общаемся с людьми – родителями, сверстниками, педагогами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьи нам не нравятся, а с четвёртыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения очень трудно человеку.

    Общение – очень большая тема, человек всю свою жизнь осознанно или бессознательно пытается найти людей, с которыми приятно общаться. Сегодня мы постараемся поговорить о том, что нам помогает в общении, а что мешает?

      Упражнение «Эстафетная палочка»

    Умеете ли вы общаться друг с другом? Эта ручка – будет эстафетной палочкой. Я скажу предложение, смысл его неважен. Задача каждого – передавая друг другу, начать своё предложение с последнего слова моей фразы.

    Легко ли было придумывать фразы? Почему?

    3. Информация об общении.

    «Итак, что же такое общение. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включает в себя три взаимосвязанных стороны:

      обмен информацией (коммуникативная сторона);

      обмен действием – взаимодействие с другими людьми, согласование, распределение, договор, убеждение собеседника (интерактивная сторона);

      познание, восприятие и понимание друг друга в результате общения.

    Существует много видов общения, например:

    формальное , когда нет стремления понять собеседника

    деловое , когда учитывают особенности личности человека, но интересы дела важнее, чем расхождения

    духовное , чаще с близкими людьми, когда не обязательно прибегать к помощи слов, понимаешь собеседника по выражению лица, мимике, интонации голоса.

    Мы поговорим о межличностном общении , т.к. именно оно наиболее важно для дружеских отношений, и влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т.п.

    Межличностное общение – это общение людей в группе, которая постоянна по составу.

    Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Выделяют вербальные (речевые): темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз и т.д. и невербальные (жесты, поза, мимика и т.д.) средства общения.

    Какие качества, как вам кажется, нужны для общения? Что же помогает в общении? А что мешает?

    Перед вами два конверта:

    1 конверт – «Что помогает в общении?»

    2 конверт – «Что мешает в общении?».

    Подумайте и напишите на листочках по одному качеству к каждому заданию и положите в конверт.

    Анализ предложений школьников.

    Для позитивного межличностного общения необходимы соответствующие качества, к числу которых относятся:

    Умение внимательно слушать , при необходимости задавать уточняющие вопросы, один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним контакт.

    Искренность : то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

    Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

    Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

    Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица;

    Разборчивая и грамотная речь.

    Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

    4. Умение слушать. Важное качество – уметь слушать. Все ли вы владеете этим умением?

    Анкета «Умеете ли вы слушать?».

    Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

    1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

    и даст возможность высказаться вам?

    2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

    суть проблемы?

    3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

    4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

    5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

    мысли?

    6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие-

    либо несущественные?

    7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

    предубеждения?

    8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

    в понимании сказанного?

    9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

    10. Перебиваете ли вы собеседника?

    11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

    12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

    свое слово за него, опередив его собственные выводы?

    ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ , (словарь) Ложное , предвзятое , заранее сложившееся отрицательное мнение о ком - нибудь или чем - нибудь.

    Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

    10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

    8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

    Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

    Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприят​ность.

    - Задумывались ли вы, почему это происходит?

    - Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

    - В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

    5. Сложные ситуации.

    Каждый оказывался в сложной ситуации. Ситуация – выход; подберите и запишите свои варианты выхода из сложных ситуаций:

      Тебе надо отпроситься у учителя с классного часа.

      Тебя публично обвинили в том, что ты не делал.

      Мама, придя с работы уставшей, начинает отчитывать тебя за беспорядок.

      Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

      Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

      Ты опоздал на урок.

      На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

    В общении мы лучше узнаем самих себя и людей, с которыми живем рядом, через общение мы получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные и духовные ценности общества.

    Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

    6. Правила общения.

    Для общения с людьми необходимы определённые правила.

    «ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»
    Познакомьтесь с ними, дополните или уточните их.
    Быть доброжелательным.
    Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
    Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая.
    Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
    Быть честным, искренним и привлекательным.
    Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
    Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
    Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
    Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.

    7. Упражнение «ШАГ НАВСТРЕЧУ» .

    У каждого человека, в той или иной мере, есть неполадки в общении, например, многие не умеют говорить приятное, делать комплименты. Необходимо учиться общению! В этом нам помогут некоторые упражнения.
    Ведущий просит двух друзей выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон класса. Затем им дается такое задание: сделать шаг навстречу другу и сказать другому что-либо приятное, какой-нибудь комплимент. Кто быстрее другого дойдёт до друга.

    Занятие заканчивается высказываниями великих людей об общении. «В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями» Пифагор.

    8. Рефлексия.

    Что понравилось во время проведения занятия?

    Что нового узнали по данной теме?

    Какие важные “открытия” для себя сделали?

    Чему научило вас это занятие ?

    Литература:

      Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть 1. Методическое пособие для педагогов и психологов к учебному курсу для 8-9 классов / Под ред. канд. пед. наук П.И. Горлова. – Томск: Изд – во НТЛ, 2007.

      О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

      О.В. Хухлаева, Т. Кирилина, О. Фёдорова. Счастливый подросток. Москва. Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2002

    Государственное образовательное учреждение школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

    Конспект занятия

    по курсу

    «Социально-бытовая ориентировка»

    (5 группа)

    Тема: «Для чего нужны деньги».

    Воспитатель Кожушная Лариса Федоровна

    Санкт-Петербург

    Место занятия в теме: занятие в теме «Социализация воспитанников».

    Форма занятия: сюжетно-ролевая игра «Воскресный день».

    Цель: Способствовать социальной адаптации воспитанников к условиям микросоциума и макросоциума.

    Задачи:

    1. Актуализировать знания воспитанников о деньгах.
    2. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
    3. Обобщить знания детей по правилам поведения в общественных местах.
    4. Научить строить диалог, организуя работу в паре.

    Коррекционные задачи:

    Коррекционно – развивающие цели : развивать вычислительные навыки, математическую речь, мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

    Коррекционно - воспитывающие цели : воспитывать интерес к окружающему миру и предметам, прививать навыки социальной адаптации.

    Планируемые (ожидаемые) результаты:

    Предметные: научиться правильно расплачиваться за товар в магазине, приобрести билет в общественном транспорте, кинотеатре; получить возможность проявлять уважение и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, организовать досуг в свободное время.

    Метапредметные: осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (учреждение культуры, магазины, транспорт).

    Формируемые УУД:

    Личностные: понимать значение знаний для человека и принимть его, осознавать свои возможности, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, самооценка на основе успешности учебной деятельности.

    Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление простейших экономических расходов.

    Регулятивные: принимать учебную задачу, контроль за собственной деятельностью, ориентироваться в задании.

    Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстниками; использовать в общении правила вежливости.

    Оборудование: компьютер для просмотра фильма, мягкие игрушки «Мышата», конверты с деньгами, школьные принадлежности для покупки в магазине, ценники на товар, руль для шофёра, билеты в кинотеатр, на автобус.

    Ход занятия.

    I. Мотивационный этап, целеполагание.

    Дети, вы любите сказки?

    Послушайте сказочную историю, которая произошла с мышатами. Рано утром проснулись два мышонка Квак и Мук. Умылись, позавтракали и стали собираться в школу. Но вдруг вспомнили, что сегодня выходной день и в школу идти не надо. И решили тогда они пойти погулять по городу. Шли они, шли и остановились. «Как вкусно пахнет! Похоже, что здесь продают мои любимые пирожные», - сказал Мук.

    «Я бы съел сейчас ватрушку с маком» - говорит Квак. И решили мышата зайти в магазин. Взяли они с полочки пирожки, ватрушки, пирожные, и пошли к выходу. Но вдруг к ним подлетает сорока, выхватывает всё из лап и стрекочет: «Так нельзя, нельзя, нельзя!» Испуганные мышата выбежали из магазина.

    И решили они тогда пойти в парк аттракционов покататься на каруселях. «Давай покатаемся на лошадках», - говорит Мук. «Давай», - соглашается Квак. Выбрали самых красочных лошадок и уселись. Но и здесь ждала их неудача. Подошла обезьянка, которая работала в парке, и прогнала мышат с каруселей.

    Невесёлые Квак и Мук пошли дальше. Смотрят афиша, на которой их любимый мультфильм «Том и Джерри». Зашли они в кинотеатр, но в зал их не пропустил Мишка-контролёр. Совсем грустно стало мышатам. «Поедем на автобусе домой», - сказал Мук. «Нас опять прогонят» - жалобно ответил Квак.

    Дети, почему же так, не везло нашим мышатам? (У них не было денег)

    Кто из вас, догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии? (О деньгах)

    Мы расскажем мышатам, для чего нужны деньги, и как важны они для того, чтобы любой человек чувствовал себя счастливым и уверенным в том, что его не прогонят из магазина, кинотеатра, разрешат покататься на каруселях, ехать в автобусе.

    II. Основной этап.

    Предлагаю вам поучаствовать в игре «Воскресный день».

    Представим, что сегодня выходной день, и мы можем заниматься любимыми делами, и то, что не успели сделать в течение недели – выполнить в этот день.

    Отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся вначале.

    Все мы там бываем,

    Всё, что нужно покупаем,

    Там есть множество витрин,

    Что же это? (магазин)

    Магазины бывают разные, а в какой отправимся мы, догадайтесь сами. Там продают то, что необходимо любому школьнику (Магазин «Всё для школы»).

    Чтобы идти в магазин, нам необходимы… Что? (деньги)

    На ваших столах лежат конверты, выберите любой из них, и сосчитайте сумму, которая находится там. (Дети считают)

    Назовите сколько денег у каждого из вас.

    У кого сумма больше? У кого меньше?

    Я предлагаю отправиться в магазин на автобусе. (Стулья поставлены в ряд, друг за другом.)

    Водителем будет Илья. (Выдаю руль)

    Как называется человек, который продаёт билеты? (Кондуктор)

    Я буду кондуктором, а вы – пассажирами.

    В автобусе необходимо заплатить за проезд. Что для этого нужно купить?

    Прочитайте объявление в салоне автобуса.

    (СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА - 20 РУБЛЕЙ )

    Кондуктор: Прошу оплатить за проезд. (Дети оплачивают, кондуктор выдаёт билет)

    Пока автобус едет, поговорим о правилах поведения в автобусе. (Дети называют правила поведения в общественном транспорте.)

    Кондуктор: Следующая остановка – Магазин «Всё для школы». Это наша остановка – выходим. Девочек пропускаем первыми.

    А вот и магазин. Вспомним, правила поведения в магазине. (Разговаривать спокойно, негромко, не кричать. Не толкаться, не бегать по магазину. Вежливо общаться друг с другом. Благодарить работников магазина за покупку и за обслуживание).

    Внимательно посмотрите на товар. Нет ли здесь лишнего предмета? (Машинка). Это игрушка. Она должна продаваться в другом отделе. Рядом с товаром находятся ценники. На них указана цена товара за штуку, а если это набор, то цена за один набор. Внимательно посмотрите на цену. Нельзя покупать то, на что у вас не хватает денег.

    Я буду продавцом, а вы – покупателями. (Дети выбирают товар, набирают необходимую сумму).

    Диалог между продавцом и покупателем.

    Молодцы, все справились с заданием, можно отправляться дальше.

    А куда мы отправимся сейчас, догадаетесь, отгадав загадку.

    Там можно посмотреть мультфильмы,

    Журналы, клипы, кинофильмы.

    Идём туда мы целым классом.

    Там – хорошо, там просто – классно!

    Там что-то не были давно,

    Пора бы посетить … (КИНО).

    Верно, мы пойдём в кинотеатр.

    Он недалеко от магазина, поэтому пойдём пешком.

    Физкультминутка.

    Мы шагаем по дорожке

    Раз, два! Раз, два!

    Дружно хлопаем в ладоши.

    Раз, два! Раз, два!

    Поднимаем ручки,

    К солнышку, тучке.

    Вдоль дорожки теремок.

    Он не низок, не высок.

    В нём живёт мышонок Квак

    Быстро прячемся

    Вот так!

    А вот и кинотеатр. Прочитаем афишу с названием фильма (13.00 ч - Уроки тётушки Совы. Цена билета: взрослый – 80 рублей, детский – 40 рублей). Чтобы попасть на сеанс, необходимо купить билет. Приготовьте необходимую сумму.

    До начала сеанса у нас есть время для того, чтобы повторить правила поведения в театре, кинотеатре.

    А теперь я буду контролёром и буду пропускать вас в зал. Приготовьте свои билеты. Внимательно посмотрите, какой у вас ряд и место. Они указаны на билете. Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки мудрой тётушки Совы»

    III. Заключительный этап. Вывод.

    Наш воскресный день скоро заканчивается. Займём наши места за партами. Вам понравилось, как вы провели свой выходной день? Вы очень хорошо исполнили свои роли. Кем вы были? (Пассажирами, покупателями, зрителями). Что необходимо купить для проезда в автобусе? Что для этого надо иметь? Вы были покупателями. Чтобы вам потребовалось, чтобы купить товар? Вы были зрителями. Что вы предоставили контролёру при входе? Чем вы расплачивались за билет?

    А сейчас, объясните мышатам для чего нам нужны деньги.

    Для покупки продуктов питания;

    Для оплаты бытовых услуг;

    Для оплаты развлечений (учитель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

    Для оплаты услуг. Каких? (Сходить к парикмахеру, в баню и т.д.)

    Для оплаты проезда на транспорте;

    Для покупки подарков.

    Молодцы! Мышата благодарят вас за интересное занятие.




    Похожие статьи