• Протокол родительского собрания по экологическому воспитанию. Родительское собрание на тему:«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома

    08.08.2019

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

    Родительское собрание в старшей группе
    по экологическому воспитанию дошкольников
    «Мир природы и ребенок»

    Подготовила и провела:
    Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
    Акименко О.Н.

    Урюпинск – 2016

    Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.
    Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.
    Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
    План проведения:
    Вступительное слово.
    Обозначение проблем. Упражнение «Вопрос – ответ»
    Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
    Анализ анкет.
    Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
    Информация в «Родительский уголок»
    Экологическая игра «Найди лишнее»
    Заключительное слово
    Решение родительского собрания.
    Предварительная работа:
    Подготовить пригласительные билеты родителям, выполненные детьми в виде аппликации.
    Подготовить анкеты и провести опрос родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».
    Организовать выставку поделок из природного материала «Осенний букет».
    Оформить папку – передвижку «Человек и экология».
    Ход собрания:
    1.Вступительное слово:
    Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы на тему «Мир природы и ребенок».
    Чтоб радость завтрашнего дня
    Сумел ты ощутить.
    Должна быть чистою Земля
    И небо чистым быть.
    А Землю эту, не щадя.
    Терзал за веком век,
    И брал все только для себя
    «Разумный» человек.
    Сейчас же кинулись спасать
    «Природную среду»,
    Но почему ж так поздно мы
    Почуяли беду?
    Сквозь фабрик и заводов дым
    Нам трудно разглядеть
    Все те страданья, что Земле
    Приходится терпеть.
    Надолго ль хватит нам воды,
    Коль растворен в ней яд?
    Надолго ль хватит тех лесов.
    Где топоры стучат?
    Спасти поля, леса, луга
    И чистую гладь рек – всю Землю
    Можешь только ты,
    Разумный человек!
    «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе.» (В.А.Алексеев)
    Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценной ориентации в окружающем мире. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
    Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.
    Уважаемые родители, прошу Вас ответить на ряд вопросов. Подумайте и найдите нужный ответ. (Ответы написаны на карточках)
    2. Обозначение проблемы. Упражнение «Вопрос – ответ»
    «В чем причина экологических проблем, угрожающих здоровью и жизни людей?»
    ОТВЕТЫ:
    Загрязнение окружающей среды
    Сокращение площади лесов
    Опустынивание почвы, ее загрязнение
    Изменение климата
    Озоновые дыры
    Воспитатель: А что же делать в сложившейся ситуации? Изложите свои мысли, дальнейшие действия.
    (Ответы пишут родители)
    - Беречь и охранять природу
    - Не бросать мусор, а утилизировать его.
    - Воспитывать любовь к природе с раннего детства
    - Показывать личный пример в положительном отношении к природе.
    Воспитатель: Трудно найти человека, равнодушного к природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка, вовлекать детей в совместную деятельность, давать посильные поручения. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих к ее защите, помогал ей, оберегать и сохранять все живое.
    Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
    Красота и многообразие природы, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, рассуждать, рассказывать, спрашивать.
    3. Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
    Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры дошкольника– одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
    - Сезонные прогулки и экскурсии
    - Походы в природу
    - занятия
    - беседы
    - работа с календарем природы
    - дидактические игры по экологии
    - чтение художественной литературы о природе
    4 Анализ анкет.
    А сейчас мы с Вами поговорим об анкетировании по экологическим вопросам.
    Анкетирование показало, что большинство опрошенных, смогли ответить на вопрос, что такое экология и что она изучает. (65%) Беседуют с ребенком о природе, о птицах, знакомят с правилами поведения в ней - 60%. Большинство родителей оценили работу по экологическому воспитанию ДОУ положительно. Многие откликнулись на призыв о помощи и проявили активные действия в участии различных мероприятий экологического характера проводимых в ДОУ и за его пределами. (Городские акции, Всероссийские и Международные конкурсы).
    5. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка»
    Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.
    А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)
    6. Информация в «Родительский уголок»
    ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ
    Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
    Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
    Теплая осень – к долгой зиме.
    Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
    Если первый мороз наступает рано, это предвещают снежную зиму, а если первый мороз поздно – то будет мягкая зима с переменной погодой.
    Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
    Поздние грибы – поздний снег.
    Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.
    Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпало, зима не наступит, оттепель ее сгонит.
    Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
    Большой урожай рябины – к большим морозам.
    Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
    Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
    Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
    Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
    Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
    Теплая осень – к долгой зиме.
    Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
    Облака редкие – будет ясно и холодно.
    7. Экологическая разминка «Найди лишнее»
    (Для игры необходимы картинки с изображением предметов)
    Яблоко, абрикос, груша, арбуз. (Фрукты - ягода)
    Дуб, ель, сирень, береза. (Деревья – кустарник)
    Грач, ласточка, кошка, скворец. (Птицы – животное).
    Фиалка, тюльпан, гвоздика, полынь. (Цветы – трава)
    Дельфин, акула, корова, семга. (Рыбы – животное)
    Жук, бабочка, стрекоза, воробей. (Насекомые – птица)

    8. Заключительное слово
    Воспитатель: Природа – неиссякаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная ее законов. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь ее.
    Через несколько лет наши с Вами дети вырастут, станут взрослыми людьми. И уже на их плечи ляжет ответственность за судьбу нашей Земли, нашего края, нашей природы.
    Задача родителей совместно, вместе подвести ребенка к пониманию нашей общности, пониманию окружающего мира, мира Природы.


    Приложенные файлы

    Родительское собрание «Природа и мы»

    Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе. Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

    Содержание родительского собрания:

    Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».

    1.Анкетирование по экологическому воспитанию.

    2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».

    4.Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

    5.Конкурс «Народная мудрость».

    Список литературы:

    1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;

    2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;

    3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;

    4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

    1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе» воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

    В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

    Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологическом воспитании.

    Психическая активность - это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

    Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

    Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?

    Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?

    Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.

    Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.

    Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

    Деловая игра «Природа – наш дом»

    1. Анкетирование по экологическому воспитанию. (приложение №1)

    2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»

    Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:

    а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

    б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?

    в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?

    г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

    Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

    Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

    А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)

    3.Игра «Ассоциации».

    Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.

    4.Игра «Вершки-корешки».

    Ведущий называет или показывает овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

    5. «Народная мудрость»

    Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

    Сломать дерево не долго \ растить годы

    Много леса не губи \ мало леса береги

    Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое

    В поле свез навоз \ с поля хлеба воз

    Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром

    Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка

    Весной дождь растит, \ а осенью гноит

    Весна красна цветами, \а осень хлебами

    Рощи да леса \ родного края краса.

    Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

    Приложение №1.

    Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

    ФИО___________________________________________

    Возрастная группа________________________________

    1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

    2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

    3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

    4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

    В чем это проявляется?

    Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

    5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

    Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

    6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

    В чем это проявляется?

    Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

    7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

    Нужно ли это делать? ___________________________________________

    8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

    9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

    10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

    Родительское собрание.

    Тема: «Экологическое воспитание в семье».

    План

    1. Лекция по теме.

    2. Экологические правила в природе.

    3. Советы родителям.

    Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования уже в дошкольном возрасте.

    Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры. Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы, определяющие поступки по отношению к природе. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.

    Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты, удобрения, пищевые добавки). Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас стоит очень остро проблема «Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.

    Экологическое воспитание включает формирование у дошкольников сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов нашей планеты.

    По мнению ведущих специалистов педагогов - экологов, экологическое воспитание – это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. И достигается это единство, как правило, на экологических занятиях, когда дошкольники, старательно внимают воспитателю, рассказывающему и показывающему при помощи различных методов о единстве всего живого на планете и об ответственности человека, венца природы, за это все живое. Продолжением такого занятия может быть экскурсия в ближайший парк, т. е. проходить на лоне «живой» природы. Там ребята приобщаются к изучению различных элементов окружающей нас природной среды.

    Немаловажна также выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и в детском саду. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природоохранную деятельность.

    Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

    Удивляет порой, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны, чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино - и видеофильмов. Этот вакуум приходится заполнять собственными усилиями. Ведь без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках и озерах, полях, лугах, лесах невозможно полноценное усвоение экологических знаний.

    Задача воспитателя, родителей - познакомить детей с экологическими проблемами родного края, с особенностями его природы по принципу от близкого - к далекому, от родного порога - к другим странам.

    Воспитание у дошкольников экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

    Цель экологического образования в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Направления экологического образования в семье:

    Обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям ;

    Обучение детей бережному использованию воды, продуктов питания;

    Формирование у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного использования бытовых отходов;

    Организация просветительской деятельности среди детей и их родителей.

    Мотивацией для эффективного объединения здоровых сил общества может стать желание создания здоровой семьи – тема, которая является актуальной практически для каждого человека, вне зависимости от его образования, служебного положения и местожительства. Современный человек осознает, что семья является главной, важнейшей ценностью жизни.

    Сегодня о физическом и психическом здоровье человека можно говорить только в рамках экологических понятий. Три составляющих здоровья – воздух, солнце и вода – в современных условиях не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам . Изменение окружающей среды в результате антропогенной деятельности носит необратимый характер. Этим изменениям подвержено все живое на планете, включая и микроорганизмы. Вспомним сложную ситуацию, которая произошла в связи с аварией на Чернобыльской АЭС . В результате чего пострадала не только природа, но и сам человек. Уменьшается продолжительность жизни человека, а уровень хронических заболеваний увеличивается.

    Количество психических заболеваний в несколько раз превышает средние показатели заболеваемости, особенно в регионах с повышенным уровнем техногенных загрязнений, это относится и к нашему региону.

    Человек попал в замкнутый круг – стремительный темп жизни влечет и стремительный рост числа заболеваний, борьба с которыми привычно происходит в основном за счет фармацевтической базы. Вместе с тем уже стало очевидно – купив лекарства, здоровья не купишь. Растет необходимость привития навыков профилактических мер, тем более, что лечение требует весьма значительные финансовых затрат.

    Возникновение экономических проблем, в первую очередь, связано с социально-экономическими факторами, и потому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении с окружающей природной средой. Не вызывает сомнений и тот факт, что соотношение практической деятельности с фундаментальными научными законами, в том числе и экологическими, возможно только в обществе образованных людей.

    Экологическая культура населения включает в себя не только блок знаний об окружающей природной среде и законах ее функционирования, но и систему контроля и социально-экологической ответственности, систему традиционных стереотипов поведения, их реализацию в повседневной практической (производственной и бытовой) деятельности. Экологическая культура общества, из которой выпадают некоторые из вышеуказанных блоков, становится неполноценной и нефункциональной, то есть не может обеспечить достаточное для жизни человека качество окружающей среды.

    Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста, что делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье.

    С другой стороны, семья - "общество в миниатюре" и от нее во многом зависит решение исторической задачи современного общества по достижению устойчивого развития.

    Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительные результаты, если родители вооружены психолого-педагогическими знаниями. Формирование нового экологического мышления у своих детей - это та цель, на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей в семье, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и гармонизировать свою систему взаимоотношений с природой. Экологическое воспитание будет успешным, если:

    · взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участие и пр.). Своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе;

    · используются семейные традиции (родился ребенок - посади дерево, знакомство с жизнью Природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.);

    Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились определенные правила вежливости , которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, разрешите, я Вам помогу..., правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов ("Были мы за речкой, на том берегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели, на колхозном сене отдыхать легли... Стрекозу поймали, крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши... " Или еще: "А потом? Гулять ходили, пестрых бабочек ловили. Как? Вот этак и вот так. Еще этак и вот так! ").

    К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, "повернуть" реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана, заасфальтированная и без шлагбаумов. Но дальше... Дальше эта дорога обрывается пропастью.

    Воспитатели и родители должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. А меж тем дорога потребительского отношения к природе коварна. Заманивает то безобидными вроде бы радостями, то немалыми и скорыми выгодами, а также традициями, и привычками.

    Мы и сами порой сбиваемся на нее, теряя бдительность. Если собьемся мы, за нами пойдут они, наши ребята... Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей.

    Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?

    Ответ на этот вопрос будет состоять из двух пунктов.

    1. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.

    2. "Обрушивать" эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты до школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку.

    Следует учитывать правила поведения в природе.

    1. Не ломай ветви деревьев и кустарников! Каким может быть обоснование этого правила? Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.

    Не исключено, что воспитатель найдет возможность сообщить детям и о питании растения "из воздуха" с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению, животным и человеку питательные вещества (крахмал, кислород) . Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей акации, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

    2. Не повреждай кору деревьев! Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

    3. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву. Дошкольникам можно прочитать стихотворение Алексея Толстого

    «Острою секирой ранена береза...»

    Острою секирой ранена береза,

    По коре сребристой покатились слезы;

    Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

    Рана не смертельна, вылечится к лету,

    Будешь красоваться, листьями убрана...

    Лишь больное сердце не залечит раны!

    Рассказать детям, что раны на дереве следует замазать глиной.

    4. Не рви в лесу, на лугу цветов! Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие). Жертвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать учащихся на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их "огромным букетам-веникам". Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников любителей "скромных букетиков". Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения... Имеем ли мы право - срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

    5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.) . Можно заготавливать те растения, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.) . Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством взрослого,

    6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

    7. Не сбивай грибов, даже ядовитых! Помни, что грибы очень нужны в природе.

    У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов он является лекарственным средством для многих животных, особенно для лосей.

    8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! Пауки - традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

    9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

    10. Не разоряй гнезда шмелей! Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

    11. Не разоряй муравейники!

    12. Береги лягушек, жаб и их головастиков!

    13. Не убивай змей, даже ядовитых! Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

    14. Не лови диких животных и не уноси их домой! Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к "нашим меньшим братьям", которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить детей в том, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т. д. В нашем доме или живом уголке природы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

    15. Не подходи близко к гнездам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

    16. Не разоряй птичьи гнезда!

    17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

    18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей! В природе о них позаботятся взрослые животные. Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т. е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

    19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву! От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

    20. Не шуми в лесу, в парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

    21. Не жги весной траву на лугу ! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

    22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора! Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

    Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

    Это основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен.

    Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе.

    Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания дошкольников.

    Для выявления знаний об экологическом воспитании в семье можно использовать анкету для родителей, некоторые рекомендации.

    1. Что для вас экологическая культура?

    а) система экологических знаний

    б) ответственное и бережное отношение к природе - чувство сопереживания, в)забота о судьбе планеты

    г) затрудняюсь ответить

    д) другое

    2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?

    а) да, считаю необходимым

    б) экологическое воспитание должно осуществляться только в школе в)затрудняюсь ответить

    3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?

    а) провожу беседы на экологическую тему

    б) подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.

    в) совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче

    Г) совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.

    д) не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.

    Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

    1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

    2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

    3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

    4. Как Вы сами относитесь к животным?

    5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)

    Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Имеются ли дома объекты природы?

    2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

    3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

    4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

    5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

    Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

    2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

    3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

    Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату).

    2. Приобрести игрушку - образ животного, обыграть ее

    Список использованной литературы

    * Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N7. С. 2-5; N11. С. 51-54.

    * Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N5. С. 80-82.

    * Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N7. С. 36-42.

    * Сольцова О. День Земли // Дошкольное воспитание. 2007. N3. С. 42-44.

    * Николаева эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

    * Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N7. С. 31-38.

    * Николаева и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. - М.: Издат. центр "Академия", 20с

    МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

    Конспект родительского собрания

    в подготовительной группе

    «Экологическое воспитание дошкольников»

    Выполнила:

    Попова Л.Е.

    Выльгорт 2015

    Все чаще и чаще мы слышим слово «Экология». Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.
    Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
    Существует несколько значений понятия «экология»:
    1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
    2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

    Современные дошкольники как правило, обладают большим объемом знаний о природе. Эти знания формируются под влиянием мультфильмов, телепередач. Но лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление.
    Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
    Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
    Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
    Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
    Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
    Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
    Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.
    Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков.
    Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия, учебная задача и игровые правила.
    Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими
    играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
    Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
    - по развитию речи (составления описательных и сравнительных
    рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
    - по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),
    - по ознакомлению с окружающим.
    Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
    В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды). Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.
    Убедительная просьба, товарищи взрослые!
    Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого. В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

    Уважаемые родители!

    Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

    Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
    – надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,
    – надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;
    – надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;
    – воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

    Экологический КВН с родителями «В союзе с природой»

    Материалы и оборудование:

    картинки из жизни природы; фонограмма «Голоса леса»; картинки с правилами поведения в лесу; панно с кормушками для птиц; таблички с оценками для жюри; грамоты для награждения команд эмблемы для команд; звукозапись – голоса птиц; фишки; разрезные картинки; интерактивная доска.

    Вступительная беседа.

    Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Наш дом – природа». «Ты человек, любя природу Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах Не растопчи её полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши. Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна.

    Подготовка к игре .

    Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде играющие начинают собирать целую картинку: у одних получается ручеек, у других - лес. В команду объединяются родители, имеющие части одной и той же картинки. Команды придумывают себе название и выбирают капитанов... Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

    (Представление членов жюри.)

    Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось, и не раз, оценивать сражения! За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке. (ведущий кладет фишки на стол) Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

    1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)

    Воспитатель спрашивает у участников название их команды 1 команда – «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

    Дорог каждый кустик, мотылек.

    Сохраним мы красоту природы,

    Пусть журчит, искрится

    Чистый родничок!

    2 команда – «Защитники леса»: Много леса – не губи,

    Мало леса – береги,

    Нет леса – посади.

    Лес сажаем и растим,

    Его мы защитим,

    Никому в обиду не дадим.

    Слово для оценки предоставляется жюри.

    2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)

    Представляет собой блиц-опрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

    Вопросы для команды «Солнышко»:

      Когда орешки белка запасает? (осенью)

      Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

    Карась, сом, щука, окунь? (рыбы) Как назвать детеныша лошади? (жеребенок) Когда в саду малина поспевает? (летом) Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц) Сколько ног у паука? (восемь) Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой) Бродяга, склоняющийся по дорогам? (подорожник) У какого дерева белый ствол? (у березы) Когда в лесу подснежник расцветает? (весной) Чем питается бабочка? (нектаром) Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник) Назовите детенышей курицы (цыплята) Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми) Как назвать детеныша свиньи? (поросенок) Есть ли у улитки зубы? (есть, 135 рядов по 105зубов, всего 14175) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник) Кто в лесу плетет паутину? (паук) Когда земля под снегом отдыхает? (зимой) Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие) Что такое зеленый покров Земли? (трава) У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика) Что делает ёж зимой? (спит) Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи) Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

      Кто носит свой дом на спине? (улитка)

      Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)

      Не птичка, а с крыльями? (бабочка)

      У какого зверя куст на голове? (лось)

      Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

      Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

    Вопросы для команды «Капелька»

      Когда картошку дедушка копает? (осенью) На каком дереве растут желуди? (на дубе) Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние) Кто из пернатых всегда ходит с мешком? (пеликан) Как назвать детеныша коровы? (теленок) У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы) Сколько ног у жука? (шесть) Когда вода на речках замерзает? (зимой) У какой птицы красная грудка? (у снегиря) Лев - дикое или домашнее животное? (дикое) Когда земляника поспевает? (летом) Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов) Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка) У какого зверя есть иголки? (у ежа) Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью) Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие) Когда над полем бабочка летает? (летом) Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока) Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) Как называется дом у муравья? (муравейник) Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

      Почему сороку так назвали? (на ней белое оперенье, похожее на сорочку)

      Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

      Какое животное называют «кораблем пустыни»? (верблюд)

      Какой цветок является «царицей цветов»? (роза)

      У какого животного 4 колена? (слон)

      Как правильно срывать цветы? (их не срывают, а срезают)

      Самая первая ягода вызревает на севере летом? (морошка)

      Какие насекомые пробуждаются первыми? (мухи)

      Любимые белкины грибы. (сыроежки)

    (Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет .)

    3 конкурс. (загадки-описания природных сообществ)

    1. Догадайтесь, куда мы пришли? - Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг) 2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща) 3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес) 4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит. (ручей) 5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото) По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

    4 конкурс «Загадки- задачки»

    У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

    Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

    Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

    Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

    5 конкурс «Угадай, чьи следы»

    Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

    1) Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк)

    2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

    3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

    А проснулся – стал реветь.

    Этот зверь лесной (медведь)

    4) Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

    6 Конкурс-эстафета «Птичья столовая»

    Нужно вспомнить, какие птицы прилетают зимой на кормушку, и разместить их изображения на панно.

    - Как назвать одним словом птиц, которых вы выбрали? (зимующие) Картинки с изображением каких птиц остались на столе? Как их назвать одним словом? (перелетные) Сейчас ещё не слышно их голосов, а совсем скоро лес будет полон птичьего гомона. Но мы с вами немного волшебники? Закрываем глаза: «Раз, два, три – лес весенний, оживи!»

    7 конкурс «Экологический тренинг» - «Угадай, чей голосок?»

    Представители команд по очереди называют птиц. Они узнали пение соловья, кукушки, дятла, ворона, совы, жаворонка, утки, гуся.

    (Жюри оценивают результаты тренинга.)

    8 конкурс капитанов.

    Приглашаются капитаны обеих команд.

    Ведущий:

    Каждому капитану будет предложено по 5 вопросов. Количество баллов будет соответствовать количеству правильных ответов.

    1 команда

    Назовите растения, которые носят человеческие имена? (роза, вероника, иван-да-марья, маргаритка, иван-чай, василёк)

    Какое самое долголетнее дерево Урала? (кедр)

    Название каких животных состоит из 2 букв? (ёж, уж, як)

    Какие черные ягоды вы знаете? (черемуха, черника, ежевика, черная смородина)

    Почему листья верхушек опадают последними? (молодые)

    2 команда

    Растение, которое связывают со звоном? (колокольчик)

    На каком хвойном дереве растут ягоды? (можжевельник)

    Название растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка)

    Назовите фамилии, которые произошли от названий животных (Зверевы, Волковы, Кошкины, кротовы, зайцевы, карповы, козловы)

    Назовите дикие съедобные растения (крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

    (Жюри оценивает конкурс.)

    А теперь немного отдохнем. Закрывайте глаза.

    (Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria». Проводится аутотренинг «Деревья»)

    Я представляю себе, что я дерево. Мои корни вросли глубоко в землю. Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья сложили назад

    9. «Кем, чем был, кем, чем стал» (по пазлам – собрать по 3 схемы, составить цепочку словесно)

    Икринка-малек-рыба

    Икринка-головастик-лягушка

    Семечко-росток-растение(одуванчик)

    Желудь-росток-дуб

    10. «Брейн – ринг»

    А) Зачем кузнечику «сабля»?

    Для сражений

    - для откладки яиц

    Для красоты

    (сабля принадлежит самке и служит орудием для откладки яиц)

    Б) Когда щука выходит на берег?

    Никогда не выходит

    В жаркий летний день

    -весной, по холодцу

    (весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают на отмель огромные щуки метать икру)

    В) Умываются ли насекомые?

    Никогда

    -не всегда и не все

    - многие и довольно тщательно

    (вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха,побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвет ее,т.ж. умываются и другие насекомые).

    Г) Чем комар может быть полезен?

    - опылением растений

    -служит пищей рыбам и птицам

    -только вреден.

    (совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растение. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей)

    Д) Зачем зайцу большие уши?

    -чтобы лучше слышать

    -чтобы не перегреться

    -для торможения на поворотах

    (в жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов)

    Е) Можно ли хвостом напиться?

    -можно и довольно легко

    -можно, но затруднительно

    -невозможно

    (африканские обезьяны бабуины так и делают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать, обмакивают хвост в воду, а затем его обсасывают, и так несколько раз – стакана 3-4 воды наберет, а больше им не надо)

    Ж) Зачем страус голову в песок прячет?

    -от страха

    -разыскивает пищу

    З) Зачем звери зализывают раны?

    -чтобы быстрее заживляли

    - просто от боли

    -с гигиенической целью

    (кроме ферментов, убивающих микробы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров


    11 конкурс "Экологические знаки".

    - Каждая команда получает по 6 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

    1-ая команда:

      Нельзя разжигать в лесу костры

      Нельзя шуметь в лесу.
      Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

      - Нельзя портить кору деревьев.
      Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

      Нельзя вырубать деревья.
      Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!

      Не трогай птичьих гнёзд.
      Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

      - Не лови бабочек.
      Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

    2-ая команда:

      - Не ломай ветки.
      Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

      Не оставляй мусор.
      Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
      кожура апельсина – 2 года;
      пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
      жестяные банки – от 80 до 100 лет;
      пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

      Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
      Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
      деревья от вырубки!

      - Не рви цветы.
      Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

      Нельзя забирать лесных животных домой!

      Нельзя вытаптывать траву в лесу!

    (Подведение итогов конкурса «Экологические знаки»)

    - Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы)
    - Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Послушайте ещё раз и постарайтесь запомнить «лесные правила».

    Давайте будем беречь планету –
    Во всей Вселенной похожей нету,
    Во все Вселенной только одна,
    Для жизни и дружбы она нам дана!
    Наша планета Земля
    Очень щедра и богата:
    Горы, леса и поля-
    Дом наш родимый, ребята!
    Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нет.
    Развеем над нею тучи и дым,
    В обиду её никому не дадим!
    Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
    От этого станем мы только добрей.
    Украсим всю Землю садами, цветами.
    Такая планета нужна нам с вами!

    Жюри подводит итоги.

    В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…
    Мы проверяли вас на славу,
    И победители по праву
    Похвал достойны. И награды
    Сейчас вручить мы очень рады (Проводится награждение)

    Благодарим вас за участье,
    Вот сувениры вам на счастье!
    Гляди, любуйся, принимай,
    Любой по вкусу выбирай!
    КВН закончен, друзья, до свиданья!
    Всем хочу я сказать на прощанье:
    Нас так много живет на Земле
    И о природе одной – позаботиться можем вполне!

    Форма проведения: круглый стол.

    Участники: родители, педагоги

    Цель:

    Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

    Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

    Подготовка к родительскому собранию:

    Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

    Ход собрания:

    Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

    «Что значишь ты, без трав и птиц,

    И без любви к пчеле жужжащей,

    Без журавлей над хвойной чащей,

    Без миловидных лисьих лиц?

    Когда поймешь ты, наконец,

    О человек, венец природы,

    Что без природы твой конец?»

    Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

    «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

    Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

    Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

    1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

    2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

    3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

    4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

    5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

    6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

    Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

    «День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

    Остановка вторая: «Острое блюдо».

    Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

    Вопросы:

    «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

    «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

    «Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

    «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

    «Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

    Остановка третья: «Они нас лечат».

    Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

    Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

    — Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

    — Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

    — Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

    — Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

    Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

    Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

    Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

    Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.

    Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

    Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

    Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

    Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.

    Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

    ОКНО – очень короткие новости:

    SOS новости:

    Кострище не зарастает 5-7 лет;

    Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

    Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

    Занимательные новости:

    чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

    змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

    крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

    у улитки около 25 000 зубов;

    животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

    Остановка пятая: «Помоги природе»

    Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

    Как теперь нам ей смотреть в глаза?

    В темные отравленные воды,

    В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

    Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

    Предлагается игра.

    Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

    «Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

    Подведение итогов

    Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

    И долг природе должен быть оплачен,

    Когда б язык природы знали мы,

    Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

    На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.



    Похожие статьи