• Рахит у грудничков методика проведения массажа. Массаж в различные периоды рахита

    06.10.2023

    Рахит — «старая» болезнь, которая сопровождает человечество на протяжении всей истории развития. Впервые о рахите упоминается в трудах Сорана Эфесского (98 — 138 гг. н.э.), он описывал это заболевание как болезнь, деформирующую ноги и позвоночник у детей.

    Подробное описание рахита дал английский врач Френсис Глиссон в 1650 году, указав целый ряд причин развития этого заболевания. Некоторые причины актуальны и до сегодняшнего дня: нерациональное питание матери, обильное употребление алкоголя и малоподвижный образ жизни родителей во время зачатия ребенка и беременности женщины.

    Некоторые из причин рахита, указанные Глиссоном, должны вызвать улыбку у современного человека: любовь к музыке, поэзии, ежедневное посещение комедий и частое чтение романов.

    Помните, этому утверждению 350 лет. За последние 100 лет учёные узнали много о причинах развития и методах лечения рахита и эти знания говорят о том, что правильная профилактика может практически на 100% ликвидировать опасность развития рахита у детей.

    Рахит — это заболевание, которое начинает развиваться при регулярном недостатке витамина D в организме ребёнка. Дефицит витамина D приводит к нарушению обмена кальция и фосфора, что со временем проявляется в нарушении костеобразования и расстройстве работы внутренних органов. К рахиту надо относиться правильно — это заболевание всего организма, а не просто недостаток одного питательного элемента.

    Возможные последствия перенесённого рахита в раннем возрасте: развитие плоскостопия, сужение тазового кольца, деформация и уплощение тазовых костей, зубной кариес и близорукость, деформация позвоночника, пониженный иммунитет. Нужно обращать внимание на то, в каком положении ребенок сидит, лежит, как он ходит. Важно, какой приобретается стульчик для кормления для самых маленьких детей, правильно ли подобрано автокресло, вообще вся детская мебель должна быть эргономичной, то есть удобной и не наносящей вред осанке.

    Если у ребёнка обнаружен рахит, то в первую очередь надо обратить внимание на питание. Когда ребёнок на грудном вскармливании, то необходимо обогатить питание женщины продуктами или препаратами содержащими кальций, фосфор и витамин D. Когда ребёнок кушает уже самостоятельно, то необходимо организовать питание малыша так, чтобы он получал все необходимые витамины и минеральные вещества. Сделать это сейчас при желании совсем несложно, так как выпускается огромное количество специальных продуктов детского питания обогащённых фосфором, кальцием и витамином D.

    Дополнительный, но очень важный метод способствующий устранению рахита у детей — это регулярные и умеренные физические упражнения и массаж.

    Правила проведения занятий с ребёнком, болеющим рахитом

    1. Заниматься с ребёнком надо за 20 — 30 минут до кормления.
    2. Заниматься надо регулярно 2 — 3 раза в день, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность тренировок.
    3. Перед тренировкой проветрить комнату.
    4. Полезней всего начинать заниматься через 2 — 3 недели после начала приёма препаратов направленных на ликвидацию дефицита витамина D и нормализующих обмен кальция и фосфора в детском организме.
    5. На начальном этапе продолжительность занятий должна быть 10 — 15 минут.

    Занятия с ребёнком в возрасте 3 — 6 месяцев

    1. Поглаживающий массаж рук. Ребенок лежит на спине, даём ему схватиться левой рукой за большой палец своей правой руки, а ладонью левой руки гладим ручку ребёнка от кисти к плечу. Выполнить 3 — 5 движений и перейти на другую руку.

    2. Выполняем поглаживание животика ребёнка по часовой стрелке. Сделать 10 — 15 движений.

    3. Поглаживание ног. Ребёнок лежит на спине. Берём своей правой рукой, левую ножку ребёнка немного приподнимая её от стола, и своей левой рукой выполняем поглаживание ножки ребёнка от стопы к туловищу. Сделать 7 — 8 движений, потом перейти на другую ногу.

    4. Упражнения для стоп. Ребёнок лежит на спине, поддерживаем стопу одной рукой, а большим пальцем другой руки рисуем «восьмёрку» на стопе ребёнка. Выполнить на одной стопе, а потом на другой.

    5. Помогаем ребёнку поворачиваться со спины на живот через разные стороны.

    6. Поглаживание спины. Ребёнок лежит на животе. Делаем ладошками поглаживающее движение от шеи ребёнка к ногам, а потом тыльной стороной кистей в обратную сторону. Выполнить 7 — 8 движений.

    7. Ребёнок лежит на спине. Даём малышу руками ухватиться за большие пальцы своих рук и после этого разводим руки ребёнка в стороны, а затем перекрещиваем на груди. Сделать 3 — 4 повторения.

    8. Ребёнок лежит на спине. Берём своими руками стопы ребёнка и, надавливая, способствуем сгибанию ног малыша. Выполнить 7 — 8 повторений.

    9. Выкладываем на живот перед каждым кормлением.

    1. Способствуйте, чтобы ребёнок как можно больше ползал самостоятельно или с вашей минимальной помощью.
    2. Ребёнок лежит на животе. Подведите руки под грудь малыша и поднимите его — это упражнение очень хорошо развивает все мышцы задней поверхности тела.

    Если лечение рахита начато своевременно, то к году жизни основные проявления этого заболевания устраняются, и с ребёнком можно заниматься физкультурой и массажем как со здоровым малышом, только немного уменьшая интенсивность и время тренировок.

    Кроме правильного питания, лечебной физкультуры и массажа, для лечения и профилактики рахита необходимо регулярно и как можно дольше бывать с ребёнком на свежем воздухе.

    Время, необходимое для устранения симптомов рахита, зависит от индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, поэтому при лечении рахита надо наблюдаться у врача.

    Из книги Александра Кузнецова

    Впервые описан в 1630 году английским врачом и долго назывался английской болезнью.

    Это заболевание первого года жизни.

    Этиология

    Развивается в связи с экзогенной эндогенной недостаточностью витамина D в организме. В первое полугодие витамин D поступает ребенку только с молоком матери экзогенно. В женском молоке мало витамина D - в 1 л 50 ед., а суточная потребность 500 ед. депо неактивного витамина D - это кожа и печень эндогенно.

    Под влиянием УФО неактивный D переходит в активный.

    Возникновению болезни способствует:

    1. состояние беременной, которое не способствует созданию депо витамина D у ребенка оно создается в последние месяцы беременности.

    2. Недоношен 100 % недоношенных детей склонны к рахиту, т. к. у них нет этого депо и они быстро растут.

    3. Недостаточное облучение УФО и пребывание на свежем воздухе.

    4 Плохие бытовые условия как матери, так и ребенка.

    5. Частые заболевания.

    6. Нарушение диетики, искусственное вскармливание, Патогенез.

    Витамин D является главным регулятором Р Са обмена в организме:

    1. Витамин D способствует всасыванию Са и Р из желудочно-кишечного тракта и отложению Са в кость при гиповитаминозе витамин Са не только не откладывается, а вымывается из костей.

    2. При недостатке витамина D нарушается канальцева реабсорция Р. Происходит выведение Р с мочой фосфатурия и гипофосфателия. В норме в крови Р 5-6 мл %, при рахите 1,5-2 мл %.

    3. При уменьшении Р в крови нарушается цикл Кребье, возникает ацидоз, накапливаются недоокисленные продукты.

    4. При гиповитаминозе D усиливается влияние его антагониста гормона паращитовидных желез паратгормон он регулирует уровень кальция в крови, что достигается вымыванием кальция из костей деминерализация кости разряжение кости. И в то же время паратгормон стимулирует рост остеоидной ткани это промежуточная ткань между хрящем и костью без кальция и фосфора в зонах роста.

    Клиника. Костные изменения.

    1. Голова. медленное закрытие большого родничка, увеличение его в размере, размягчение его краев. Краниотабис размягчение в области затылочной кости, уплощение и асимметрия затылка. Чрезмерное развитие лобных и теменных бугров.

    2. Грудная клетка. Уплощение с боков с развернутым краем реберных дуг с перетяжной на уровне диафрагмы Гаррисонова борозда нижняя часть грудной клетки расширена и ее контуры сливаются с увеличенным шарообразным животом. Четки в местах соединения кости с хрящевой частью ребер. Западание или выпячивание грудины грудь сапожника или куриная грудь. Рахитический кифоз вершина его в месте перехода грудного отдела в поясничный. Возможный и сколиоз.

    3. Таз. уплощается сдавливается в переднезаднем направлении.

    4. Ноги. Искривление О или X. О - при преобладании тонуса сгибателей, Х - при преобладании тонуса разгибателей.

    5. На руках в области лучезапястного сустава нити жемчуга разрастание остеоидной ткани. Степень костных деформаций зависит не только от тяжести рахита, но и от степени статической нагрузки на его опорно-двигательный аппарат.

    Поражение ЦНС появляются первыми.

    Нарушение высшей нервной деятельности проявляется в изменении настроения, раздражительности, беспокойства детей, нарушается сон. Выражены расстройства вегетативной нервной системы резкая потливость, кожные гиперестезии.

    Зуд заставляет ребенка тереть головку о подушку и наступает облысение затылка. Наряду с поражением костной системы, ведущее место в клинической картине рахита занимает поражение мышечной системы. Еще Н.Ф. Филатов 1900 в своих клинических лекциях указывал: "Мышцы дряблы это свойство всех рахитиков, последние могут быть худыми или толстыми, но нет рахитиков с крепкими мышцами".

    Причины гипотонии.

    1. Нарушение кальциевого обмена, т. к. ионы кальция участвуют в мышечном сокращении.

    2. Нарушение энергетических процессов в цикле Кребса.

    3. нарушение корковых процессов между возбудительным и тормозным процессами.

    Нарушение дыхания связаны с:

    1. деформацией грудной клетки
    2. снижением тонуса межреберных мышц и диафрагмы
    3. нарушением экскурсии грудной клетки, дренажной функции бронхов, развивается гиповентиляция легких.

    Поэтому часто эти дети болеют пневмониями, которые носят затяжной характер.

    Нарушение пищеварения снижена выработка пищеварительных ферментов в результате ацидоза и эти дети склонны к расстройству питания. Часто рвота, жидкий стул или запоры. Печень увеличена - это застойные явления в системе воротной вены, т. к. тонус диафрагмы понижен и ее присасывающее действие ослаблено. Живот большой лягушачий за счет слабого тонуса мышц и вздутия кишечника. Часто пупочные грыжи.

    Симптом перочинного ножа, сверхъестественная гибкость из-за гипотонии. Разболтанность суставов, часто вывих в ЛЗС, в плечевом суставе.

    Классификация определяет тяжесть, период, течение.

    Тяжесть: I, II, III степени.

    Период: I (начальный) - длительность от 2 до 6 недель потливость, беспокойство начинаются чаще в 2-3 месяца; II - разгар в 3-4, 6 месяцев; III - реконвалесценции во втором полугодии IV - остаточные явления после 1,5 лет Возраст, когда начинается рахит это чаще в 2-3 месяца, но может быть и раньше - с 3-4 недель.

    Течение: острое, подострое, рецидивирующее.

    Лечебная гимнастика и массаж

    Противопоказаны массаж и гимнастика при осложненном течении рахита, когда состояние ребенка расценивается как тяжелое токсикоз, высокая температура.

    Показан при неосложненном рахите во все периоды заболевания с учетом индивидуальных особенностей в возрасте.

    Массаж в различные периоды рахита

    I. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Возраст ребенка с 3-4 недель до 2-3 мес. Длительность периода 2-6 нед.

    Клинические проявления: потливость, беспокойство или заторможенность, гиперестезии, плохой сон.

    Задачи массажа и лечебной физкультуры - нормализация основных нервных процессов, снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости. Повышение уровня неспецифической сопротивляемости. Предупреждение отставания в психомоторном развитии.

    Для решения этих задач наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее действие. Учитывая возраст ребенка до 3-х месяцев и клинические проявления рахита в начальный период гиперестезии, потливость включать в методику другие приемы массажа не рекомендуется.

    План массажа (длительность занятия 8 10 мин.):

    1. Поглаживание рук

    2. Поглаживание ног.

    3. Поглаживание живота.

    4. Выкладывание на живот.

    5. Поглаживание ягодиц и спины.

    6. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

    7. Поглаживание живота.

    8. Поглаживание рук.

    9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

    II. ПЕРИОД РАЗГАРА (цветущий рахит).

    Возраст от 3 х мес. до 6 ти мес. Клинические проявления наиболее выражены: размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная гипотония мышц.

    Задачи массажа и лечебной физкультуры - предупреждение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата; восстановление нарушенных функций дыхания, кровообращения и пищеварения; нормализация основных нервных процессов; предупреждение отставания в психомоторном развитии.

    Методические указания по уходу и проведению массажа:

    1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках взрослого, обязательна частая смена положения.

    2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги сидение, стояние категорически исключается.

    3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой, не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.

    4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его суставов разболтанности, о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.

    5. При массаже живота помнить об увеличенной печени обходить правое подреберье. Обратить внимание на пупочное кольцо возможны проявления пупочной грыжи.

    6. Длительность массажа и гимнастики не более 10 12 мин.

    7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания.

    1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук.

    2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны ребенок обхватывает большой палец взрослого, остальными пальцами взрослый фиксирует лучезапястный сустав.

    3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног.
    4. Сгибание и разгибание ног.

    5. Массаж живота:

    а) поглаживание по часовой стрелке.
    б) спиралевидное растирание по ходу косых мышц живота, начиная с боковых стенок с переходом на переднюю стенку живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединились на лобке.
    в) встречное поглаживание левая рука движется вверх, правая вниз, это способствует укреплению мышц брюшного пресса и отхождению газов.

    6. Массаж грудной клетки в исходном положении ребенка на боку: граблеобразное поглаживание и растирание по ходу межреберий от грудины к позвоночнику.

    7. Массаж спины и ягодиц в положении на животе:

    а) глажение 1 вар. От подъягодичных складок до надплечий.
    б) спиралевидное растирание двумя руками в том же направлении.

    г) пиление.
    д)обхватывающее поглаживание.
    е) пощипывание ягодиц.
    ж) поглаживание.

    8. Сгибание позвоночника и ног парение на спине. Под спину ребенка с боков подводят ладони взрослого и приподнимают его над столом, при этом ребенок подтягивает головку и плечи вперед, поднимая ноги. Упражнения укрепляет мышцы шеи, груди, брюшного пресса.

    9. Массаж стопы включает в себя поглаживание и растирание.

    III ПЕРИОД (период реконвалесценции).

    Возраст - старше б мес. Клинические проявления: характерно постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния. Задачи массажа и лечебной физкультуры: особое внимание уделяем мышечной системе для ликвидации явлений мышечной гипотонии; восстановление нарушенных функций дыхания, пищеварения, органов кровообращения; коррекция возможных дефектов опорно-двигательного аппарата; нормализация нервно-психической сферы; укрепление суставно-связочного аппарата, ликвидация патологической подвижности суставов.

    В этот период целесообразно применять более энергичные виды массажа: растирание, разминание, вибрацию. Эти приемы должны повышать тонус мышц, активизировать окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани, способствовать удалению недоокисленных продуктов обмена. Необходимо шире использовать гимнастические упражнения как пассивные, так и активные учитывая возраст. Это поможет укрепить мышцы и суставно-связочный аппарат. В комплекс лечебной физкультуры рекомендуется ввести специальные упражнения, направленные на ликвидацию рахитической деформации:

    а) выкладывание на живот не только во время занятий массажем и ЛФК, но и в другие периоды бодрствования. Различные упражнения в исходном положении на животе способствуют уменьшению рахитического кифоза.
    б) избирательный массаж для ног при Х или 0 образной деформации нижних конечностей.

    План массажа и лечебной гимнастики:

    1.Массаж рук (исходное положение - лежа на спине):


    б) попеременное растирание.
    в) обхватывающее поглаживание.
    г) щипцеобразное разминание.

    2. Круговое движение руками и поочередное разгибание рук вперед (пассивное упражнение). Поднять и опустить через стороны выпрямленные руки ребенка 4-6 раз.

    Упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц плечевого пояса.

    3. Массаж ног:

    а) обхватывающее поглаживание.
    б) попеременное растирание.
    в) обхватывающее поглаживание.
    г) спиралевидное растирание.
    д) обхватывающее поглаживание.
    е) щипцеобразное разминание.
    ж) обхватывающее поглаживание.

    4. Поднятие выпрямленных ног пассивное упражнение до вертикального положения с последующим сгибанием в тазобедренных суставах, после прижатия ног к животу возврат в исходное положение производится 6-8 раз. Упражнение способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.

    5. Массаж живота:

    а) круговое поглаживание.
    б) пиление.
    в) комбинированное поглаживание вдоль, прямых мышц живота.
    г) спиралевидное растирание по ходу прямых и косых мышц живота.

    6. Массаж грудной клетки осуществляется спереди, включая межреберные промежутки:

    а) поглаживание ладонями передним ходом от реберной дуги вверх и в стороны.
    б) спиралевидное растирание по межреберьям.
    в) поглаживание по межреберьям.

    7. Повороты со спины на живот с помощью взрослого, стимулируя активность ребенка игрушками. Упражнение способствует укреплению мышц туловища.

    8. Массаж спины в исходном положении на животе:

    а) плоскостное поверхностное поглаживание.
    б) пиление.
    в) спиралевидное поглаживание.
    г) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев.
    д) комбинированное поглаживание.
    е) прием сороконожка, накатывание на большой палей полукружное.
    ж) поглаживание.
    з) постукивание кончиками пальцев.
    и) поглаживание.

    9. Массаж ягодиц:

    а) круговое поглаживание.
    б) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев по дугам от подъягодичной складки вверх и параллельно гребням таза.
    в) круговое поглаживание.
    г) разминание.
    д) круговое поглаживание.

    10. Поднятие ног и туловища лежа на животе. Положить ладони рук под бедра ребенка над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, поднимать ноги и слегка туловище ребенка, при этом ребенок должен опираться руками о стол повторить 2 раза. Упражнение укрепляет спину особенно при рахитическом кифозе. Длительность 15 минут.

    IV. ПЕРИОД ОСТАТОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

    Возраст ребенка старше 1 года 6 мес.

    Клинические проявления:

    1. Восстановление нарушенного обмена.
    2. Отсутствие острых изменений в костях и мышцах.
    3. Функциональная неполноценность мышц, особенно брюшного пресса, ягодиц и спины. Мышцы конечностей восстанавливаются быстрее, но суставно-связочный аппарат еще неполноценен.
    4. Наличие остаточной деформации костного скелета.
    5. Отставание в психомоторном развитии дети позже обычного становятся на ноги, начинают ходить и т.д.

    Задачи массажа и лечебной физкультуры: нормализация психомоторного развития, ликвидация отставания в развитии двигательных навыков; уменьшение, ликвидация деформаций опорно двигательного аппарата и функциональной неполноценности других органов и систем.

    Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка, в одну процедуру все области не массируются, время процедуры не более 15 мин.

    Массаж спины, ягодиц, живота необходимо проводить ежедневно, а массаж конечностей и грудной клетки чередовать по дням.

    Избирательный массаж ног.

    При рахите с О-образным искривлением ног будет ослаблена и растянута передне-латеральная группа мышц голени,передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинная малоберцовая мышца. Этим мышцам необходим тонизирующий массаж.

    Одновременно производится расслабляющий массаж передней группы мышц бедра и тонизирующий массаж задней и медиальной групп мышц.

    При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное развитие концов бедренных костей. Внутренняя их часть вытянута в объеме, а наружные мыщелки уменьшены в размерах.Медиальная головка икроножной мышцы растянута и ослаблена.

    Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы необходим массаж коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий передней группы мышц бедра. X -образное искривление всегда сочетается и плоскостопием I-III степени, следовательно необходимо соответствовать методике.

    Физические упражнения, способствующие развитию функций стояния и ходьбы.

    1. Подтанцовывание с поддержкой ребенка подмышки.
    2. Упражнение на сопротивление в исходном положении на спине. Ребенок отталкивается ногами от руки взрослого.
    3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине с поддержкой ребенка подмышки.
    4. Упражнение сесть встать.

    Курс массажа при искривлении ног 20 25 процедур с перерывом в 1 месяц.

    Для получения эффекта необходимо провести не менее 4 х курсов.

    Клинические признаки рахита в этом периоде наиболее выражены. Со стороны костей отмечается не только мягкость и податливость краев большого родничка, но и размягчение плоских костей. Нарушения окостенения приводит к деформациям черепа и грудной клетки. Деформации трубчатых костей и позвоночного столба связаны с условиями внешней среды, в частности с условиями осевых нагрузок на конечности и позвоночный столб при сидении и стоянии. Ярко выражена рахитическая миопатия, разболтанность суставов. Психомоторное развитие детей существенным образом нарушается.

    В этот период задачи лечебной физкультуры и массажа в комплексной терапии могут быть следующими: нормализация основных нервных процессов, успокоение ребенка, снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости, беспокойства; улучшение и нормализация обменных процессов; повышение уровня неспецифической сопротивляемости; восстановление нарушенных функций дыхания и кровообращения; предупреждение отставания в психомоторном развитии; предупреждение возможных деформаций: опорно-двигательного аппарата.

    Для решения этих задач в комплекс гимнастических упражнений включаются некоторые виды массажа. Наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее воздействие на ребенка, рефлекторно способствует нормализации дыхания, улучшает состояние кожи и мышц. В периоде разгара болезни более энергичные виды массажа (растирание, разминание, вибрация) могут вызвать неприятные ощущения в связи с часто выраженной гиперестезией.

    Поглаживающий массаж проводится в области живота, спины и конечностей. При назначении ребенку и гимнастических упражнений целесообразно занятия начинать и заканчивать приемами массажа.

    В разгаре клинических проявлений рахита из гимнастических упражнений, применяемых вообще для детей грудного возраста, с лечебной целью применяются наиболее простые активные упражнения, выполняемые из исходного положения лежа. Однако в связи с задержкой психомоторного распития ребенка и снижением уровня двигательной активности эти упражнения часто нельзя выполнить. В условиях детской клиники, учитывая резко пониженный уровень корковых процессов, явления раздражительной слабости, занятия массажем и гимнастикой должны проводиться в специальном помещении, в условиях отсутствия отрицательных раздражителей, с использованием ярких игрушек. При такой методике удается вызвать в ходе занятий активные движения ребенка. Точность двигательного акта обеспечивается руками методиста, направляющего движения ребенка.

    Помимо активных упражнений, в лечебной гимнастике периода цветущего рахита находят применение и пассивные гимнастические упражнения. Роль пассивных упражнений при задержке развития движений у ребенка, при утрате уже приобретенных двигательных навыков, достаточно велика. Проводимые после массажа, с соблюдением необходимых методических правил (теплыми руками, плавно, без сопротивления со стороны ребенка), они спокойно переносятся детьми. При рахите, когда имеется выраженная разболтанность суставов, обязательным требованием методики выполнения пассивных гимнастических упражнений является необходимость проведения каждого упражнения строго в пределах физиологической амплитуды движения в данном суставе и по данной оси.

    При наличии безусловных двигательных рефлексов в комплексы лечебной гимнастики включаются и рефлекторные гимнастические упражнения. Количество повторений каждого упражнения и общая

    длительность занятий определяются состоянием ребенка. Как правило, гимнастические упражнения занимают 30-40% времени, остальное время занимает массаж. Общая длительность занятий не превышает 10-12 минут, а при необходимости более интенсивного воздействия занятия лечебной гимнастикой проводятся дважды.

    Исходное положение для всех видов гимнастики и массажа — лежа. Статическая нагрузка на конечности и позвоночник в периоде цветущего рахита должна быть категорически исключена. Методика проведения занятий должна соответствовать принципам ортопедической профилактики.

    Предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка сводится не только к занятиям собственно лечебной гимнастикой и массажем. Нужно обеспечить правильное устройство кроватки ребенка, которая должна представлять собой многоточечную опору, не дающую возможности прогибания и деформации скелета ребенка. Лучше всего этим требованиям соответствует матрац из морской травы или плоский с гигиеническим покрытием из пенопласта.

    При уходе за ребенком следует избегать его длительного нахождения в однообразной позе в кроватке или на руках у взрослых. Обязательна частая смена положения, а при начальных стадиях деформаций использование для укладки ребенка различных валиков, подушечек и прокладок.

    Безусловно, все эти мероприятия будут тем более эффективны, чем энергичнее проводится целесообразная комплексная этиопатогенетическая терапия рахита.

    Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа для детей раннего возраста.

    Для детей до 3 месяцев:

    • 1. Поглаживающий массаж рук.
    • 2. Поглаживающий массаж ног.
    • 3. Поглаживающий массаж живота.
    • 4. Выкладывание на живот.
    • 5. Поглаживающий массаж спины.
    • 6. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
    • 7. Поглаживающий массаж живота.
    • 8. Поглаживающий массаж рук.
    • 9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

    Для детей от 3 до 6 месяцев:

    • 1. Поглаживающий массаж рук.
    • 2. Поглаживающий массаж живота.
    • 3. Поглаживающий массаж ног.
    • 4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
    • 5. Поворот со спины на живот (с помощью).
    • 6. Поглаживающий массаж спины.
    • 7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
    • 8. Поглаживающий массаж рук.
    • 9. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (3-4 раза).
    • 10. Поглаживающий массаж ног.
    • 11. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (3-4 раза).
    • 12. Массаж живота.
    • 13. Выкладывание па живот.

    Для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев:

    • 1. Поглаживающий массаж рук.
    • 2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
    • 3. Массаж ног.
    • 4. Скользящие шаги.
    • 5. Массаж живота.
    • 6. Поворот со спины на живот за игрушкой (вправо).
    • 7. Массаж спины.
    • 8. Парение па животе.
    • 9. Ползание.
    • 10. Круговые движения руками.
    • 11. Попеременное сгибание и разгибание ног.
    • 12. Поворот со спины на живот (влево).
    • 13. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

    Литература:

    1. М.И. Фонарев «Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста», Ленинград, «Медицина», 1973 г.

    Причиной рахита может быть нехватка пребывания на свежем воздухе, так как кальциферол поступает не только с пищей, но и способен синтезироваться в организме под действием светового излучения.

    Также рахит может быть вызван несбалансированным питанием, являться следствием приема препаратов против судорог. Иногда причиной болезни является плохая всасываемость витамина D в желудочно-кишечном тракте при некоторых патологиях.

    Первые симптомы рахита вызываются нарушениями в нервной системе ребенка. Главными признаками являются нарушения сна, плаксивость и раздражительность, повышенная потливость, вытирание волос в затылочной области. Позже происходит закрытие родничка и прорезывание молочных зубов, а сами зубы часто поражает кариес.

    При дальнейшем развитии болезни и отсутствии адекватного лечения начинает страдать костная ткань. Деформируются кости ног и рук, черепа, груди, позвоночника. Дальнейшее прогрессирование ведет к нарушениям работы внутренних органов.

    Нельзя допускать развития болезни, иначе ее последствия останутся у ребенка на всю жизнь.

    Лечение рахита у детей занимает продолжительное время. Болезнь в начальных стадиях может маскироваться, распознать ее не всегда по силам даже опытному педиатру. Если лечение детского рахита не происходит вовремя, в дальнейшем остаются остаточные изменения скелета, а от них сложно полностью избавиться.

    Основные причины появления рахита следующие:

    • Недостаточность ультрафиолетового излучения. Дети, родившиеся в осенний и зимний период, меньшее время проводят на свежем воздухе, поэтому входят в группу риска по развитию рахита.
    • Искусственное вскармливание. В женском молоке все вещества находятся в оптимальном соотношении и полностью усваиваются организмом малыша. Любая, даже самая дорогая молочная смесь, не может быть приближена по степени усвоения витаминов и минералов к женскому молоку, следовательно, часть полезных веществ теряется.
    • Пищевой фактор – недостаток белков в пище. Дети, питающиеся кашами, чаще болеют рахитом. Известно, что в злаковых содержится много хитиновой кислоты, связывающий кальций в кишечнике.
    • Недоношенность. Наиболее интенсивно кальций и фосфор поступают от матери к плоду в последние месяцы жизни. Младенец, рожденный раньше времени, имеет остеопению – малое количество минеральных веществ в костях.
    • Низкая двигательная активность малыша, что бывает при нарушении нервной системы или недостаточном уходе (отсутствии массажа, гимнастики).
    • Наследственные нарушения обмена витамина Д.

    Рахит у грудничков является следствием недостаточного уровня витамина D в организме.

    1. Неправильное искусственное вскармливания грудного ребенка. Грудное молоко содержит все витамины, минералы и органические соединения, которые покрывают суточную потребность организма ребенка. При искусственном вскармливании, особенно если применяются не адаптированные смеси, а коровье молоко, развивается дефицит витамина D и солей кальция в организме, что приводит к развитию рахита.2. Патология органов системы пищеварения.

    Для достаточной инсоляции кожи достаточно выходить на прогулки, желательно в солнечную погоду, хотя-бы в течение получаса в сутки. В связи с недостаточной инсоляцией, рахит у грудничков чаще развивается в осенне-зимний период года.Знание причин рахита у детей грудного возраста поможет эффективно лечить это заболевание, а также провести мероприятия для предотвращения его развития.

    Три степени тяжести заболевания рахитом

    Выделяют 3 степени тяжести заболевания. При 1 степени начинаются функциональные изменения вегетативной нервной системы (повышенная потливость, ребёнок беспокоен, более капризен), вытираются волосы на затылке. Симптомами 2 степени являются изменения костной системы. Появляются теменные, лобные бугры, деформация грудной клетки — «рахитические чётки». При 3 степени происходят нарушения как со стороны костной системы, так и со стороны внутренних органов, отмечается искривление позвоночника (сколиоз), деформация конечностей.

    Выделяют 3 степени тяжести заболевания. При 1 степени начинаются функциональные изменения вегетативной нервной системы (повышенная потливость, ребёнок беспокоен, более капризен), вытираются волосы на затылке. Симптомами 2 степени являются изменения костной системы. Появляются теменные, лобные бугры, деформация грудной клетки - «рахитические чётки». При 3 степени происходят нарушения как со стороны костной системы, так и со стороны внутренних органов, отмечается искривление позвоночника (сколиоз), деформация конечностей.

    Елена Исаева. Детский массаж. Поэтапное руководство

    Рахит - заболевание, характеризующееся нарушением обмена веществ, следствие недостатка в организме витамина «Д», ведущего к нарушению фосфорно-кальциевого баланса. Кости становятся мягкими, истончёнными, легко искривляющимися и ломкими. При заболевании рахитом страдает не только костная, но также мышечная и нервная системы. Причинами заболевания являются: дефицит витамина «Д», недостаток в организме ребёнка кальция, фосфора, белка.

    Чаще к рахиту предрасположены недоношенные дети, с внутриутробной или послеродовой гипоксией, с низкой двигательной активностью, часто болеющие дети. Недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе также может привести к развитию рахита. В организме ребёнка витамин «Д» вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому в зимний период полезно проводить профилактическое кварцевание, а летом рекомендуется продолжительное пребывание ребёнка на свежем воздухе. Практика показывает, что из препаратов, содержащих витамин «Д», наиболее эффективен «рыбий жир».

    При рахите у ребенка полностью нарушается обмен веществ, однако в наши дни тяжелая форма этой болезни встречается крайне редко благодаря массовой профилактике. Тем не менее его легкие формы с неярко выраженными проявлениями до сих пор считаются одними из самых распространенных детских заболеваний. Рахит развивается из-за дефицита витамина D, поддерживающего кальциево-фосфорный баланс и способствующего нормальному формированию костно-хрящевой ткани.

    Этот витамин образуется в организме под воздействием солнечных лучей – точнее их ультрафиолетового спектра, поэтому свое второе название («английская болезнь») рахит получил в прошлом веке из-за своего широкого распространения в крупных городах Англии. Дело в том, что огромное влияние на развитие рахита оказывают недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, нерациональное питание, связанное с нехваткой микроэлементов и витаминов, а также плохие условия содержания и недостаточная двигательная активность.

    Нередко этим заболеванием страдают недоношенные, быстро растущие дети и дети-близнецы. При рахите поражается не только костная система организма, он также проявляется нарушениями в работе многих систем и органов, которые связаны между собой и вкупе определяют тяжесть течения основного заболевания. К сожалению, не все родители могут вовремя заметить признаки начинающегося рахита, так как болезнь в самом начале проявляется нарушениями основных функций нервной системы.

    Малыш становится капризным, плохо спит, сильно потеет и «теряет» волосы на затылке. Если вовремя не начать лечение, произойдут необратимые изменения в дыхательной и пищеварительной системах, опорно-двигательном аппарате и др. В результате расстройства кальциево-фосфорного обмена происходит искривление и размягчение костей, сопровождающееся разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани. В первую очередь появляется деформация черепа: появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка задерживается.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно применять аппликаторы Ляпко

    Если рахит начал развиваться после 3 месяцев жизни, основным его симптомом является деформация грудной клетки: на реберных костях в месте их перехода в хрящи образуются «четки». Чрезмерная податливость и мягкость ребер приводит к неравномерному сужению грудной клетки: в верхнем отделе она сужается, а нижнем – расширяется. В более позднем возрасте, когда ребенок начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие.

    Дети, больные рахитом, не застрахованы и от искривлений позвоночника, проявляющихся кифозами грудного и поясничного отделов. Последнюю особенность заболевания медики подметили очень давно, поэтому слово «рахит» произошло от греческого термина «позвоночник». Помимо позвоночника, при этом серьезно страдает вся мышечная система: малая выработка организмом необходимых ей веществ приводит к общей гипотонии мышц и их ослаблению.

    Особенно резко выражена недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Результатом этого является формирование огромного, «лягушачьего» живота, а ослабление связок нередко приводит к неустойчивости суставов. Страдающие от рахита дети сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, стоять и ходить. В связи с этим при лечении рахита особое внимание нужно уделять прогулкам, строгому соблюдению режима дня и таким мерам, как закаливание, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, регулярные прогулки, массаж и лечебная гимнастика.

    Последние помогут нормализовать психомоторное развитие малыша и приостановить развитие костно-хрящевых деформаций. Особого внимания заслуживает лечебный массаж, который, активизируя обмен веществ в кожных покровах, стимулирует выработку организмом витамина D. В связи с этим применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и лечебной гимнастики должны быть строго индивидуальными и зависят только от тяжести и периода рахита (то есть от особенностей течения заболевания), а также возраста и развития малыша.

    Например, в начальном периоде болезни, когда налицо только первые ее симптомы, занятия с ребенком должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов. Однако больной рахитом ребенок быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить, сократив число повторений каждого упражнения до 2–3 раз. Очень осторожно следует выполнять пассивные упражнения. При этом нужно следить, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено.

    В занятия обязательно нужно включать дыхательные упражнения: для новорожденных – легкие надавливания на грудную клетку, позднее – надавливания в сочетании со скрещиванием рук и пр. Учитывая, что больной рахитом ребенок чрезмерно возбудим, нужно ввести в массаж больше поглаживаний и уменьшить (или даже совсем исключить) стимулирующие ударные приемы. Если малыш быстро устает и во время занятий капризничает, можно разделить комплекс на несколько частей.

    План занятий с 1–3-месячным малышом в начальном периоде рахита: 1. Дыхательное упражнение (2–3 раза). 2. Массаж рук – поглаживания. 3. Массаж ног – поглаживания. 4. Массаж стоп. 5. Рефлекторные упражнения для стоп. 6. Рефлекторная «ходьба». 7. Перекладывание на живот. 8. Массаж спины – поглаживания. 9. Рефлекторное ползание. 10. Массаж живота – поглаживания. 11. Покачивание на мяче или в позе «эмбриона». 12.

    Массаж груди – поглаживания. 13. Дыхательные упражнения (2–3 раза). В период обострения рахита состояние малыша сильно ухудшается. В это время ребенок становится беспокойным и чрезмерно возбудимым либо, напротив, заторможенным и вялым. В организме расстраивается деятельность всех органов и систем, ярко выражена слабость связочного аппарата и мышц, появляются костные изменения. В этом случае занятия гимнастикой и массажные приемы следует проводить крайне осторожно.

    Продолжительность одного занятия не должна превышать 10–12 минут. Упражнения выполняются в основном в положении лежа на животе или спине. Во время пассивных упражнений нужно соблюдать крайнюю осторожность из-за гипотонии мышц и разболтанности суставов. Пассивные упражнения по возможности заменяйте упражнениями, основанными на врожденных рефлексах. Из массажных приемов применяется исключительно поглаживание, успокаивающе действующее на нервную систему и улучшающее функцию дыхания.

    Для профилактики изменения формы костей ребенка нужно часто перекладывать, не допуская долгого его пребывания в одном положении. Малыша, больного рахитом, нужно как можно чаще выкладывать на живот, так как в этом положении деформация грудной клетки исправляется, а мышцы туловища укрепляются. Ослабленным детям, плохо удерживающим голову, нужно подложить под грудь валик из сложенной в несколько раз пеленки.

    Примерный план занятий с 3–6-месяяным малышом в период обострения рахита: 1. Дыхательное упражнение. 2. Поглаживание рук. 3. Поглаживание ног. 4. Рефлекторные упражнения и массаж стоп. 5. Повороты на живот (с поддержкой). 6. Поглаживание спины. 7. Рефлекторное ползание или его стимуляция. 8. Массаж груди. 9. Поглаживание рук. 10. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди (3–4 раза). 11.

    Поглаживание ног. 12. Сгибание ног попеременно или вместе либо «скользящие шаги» (3–4 раза). 13. Поглаживание живота. В этом периоде продолжительность и интенсивность занятий нужно увеличить. Лечебная гимнастика проводится уже в пределах возрастного комплекса, но, тем не менее, лучше ориентироваться на упражнения, рекомендуемые для недоношенных детей. При их выполнении следует придерживаться горизонтального положения.

    Наиболее эффективными в рамках ортопедической профилактики считаются упражнения, укрепляющие мышцы живота, ног и спины. Хороший результат дают упражнения в воде и плавание. Из массажных приемов, помимо поглаживания, применяют разминание и растирание, которые оказывают более сильное воздействие на мышцы. Тонус мускулатуры при этом повышается, что способствует нормализации обмена веществ. Примерный план занятий для ребенка 6–9 месяцев в период восстановления: 1.

    Поглаживание рук. 2. Скрещивание рук. 3. Массаж ног. 4. Разгибание и сгибание ног попеременно и вместе. 5. Повороты на живот вправо. 6. Массаж спины. 7. Массаж ягодиц (все приемы). 8. Ползание. 9. Укрепляющий массаж живота (с пощипываниями вокруг пупка). 10. Подъем головы и туловища с поддержкой за разведенные руки. 11. «Парение» на животе. 12. Массаж груди (спереди назад). 13.

    Подъем из положения на животе с поддержкой под локти до положения стоя на коленях. 14. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди. 15. Скользящие шаги. 16. Подъем ног до палочки. После полного выздоровления возможно наличие остаточных явлений рахита в виде костных деформаций и небольшой задержки психомоторного развития. В этот период лечебную гимнастику можно проводить из разных исходных положений.

    Используются упражнения на укрепление мышц живота, ног и спины, направленные на восстановление двигательных навыков. Нагрузку при выполнении комплекса можно постепенно приближать к нагрузке, рассчитанной на здоровых детей. Из массажных приемов, помимо поглаживаний, широко используются стимулирующие, призванные укрепить ослабленные мышцы. Особое внимание нужно уделить профилактике сколиоза, плоскостопия и деформации голеней.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Малая хорея у детей - Всё о неврологии

    Примерный план занятий для ребенка 9–12 месяцев при остаточных явлениях рахита: 1. Самостоятельное разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди. 2. Самостоятельное разгибание и сгибание ног попеременно и вместе. 3. Круговое движение рук. 4. Самостоятельные повороты на живот (с игрушкой). 5. Массаж спины. 6. Подъем туловища из положения лежа на животе с поддержкой за локти до положения стоя на коленях или стопах. 7.

    Ползание на четвереньках за игрушкой. 8. Упражнение «тачка». 9. Массаж живота. 10. Самостоятельный подъем прямых ног. 11. Скользящие шаги. 12. Приседание за разведенные руки (с кольцами). 13. Повороты туловища из положения сидя. 14. Подъем головы и верхней части туловища из положения на животе. 15. Наклоны туловища из положения стоя с фиксацией коленей. 16. Упражнения для стоп. Примерный план занятий для ребенка от 12 до 18 месяцев при остаточных явлениях рахита: 1.

    Лежа на спине: разведение рук в стороны с последующим скрещиванием их на груди. 2. Скользящие шаги. 3. Упражнение «бокс». 4. Переход в положение сидя при фиксированных коленях. 5. Исходное положение: сидя. Выполнение поворотов влево и вправо за игрушкой. 6. Подъем рук над головой. 7. Переход в положение лежа. 8. Подъем прямых ног. 9. Поворот на живот в обе стороны. 10. Ползание под скамеечкой. 11.

    Подъем головы и плечевого пояса из положения на животе. То же самое вместе с ногами (упражнение «лодочка»). 12. Наклоны за игрушкой из положения стоя с фиксацией колен. 13. Массаж стоп. 14. Ходьба по неровной дорожке. 15. Приседания на корточки за игрушкой. 16. Самостоятельный поворот на спину с живота (в обе стороны). 17. Переход из положения на спине в положение сидя (с кольцами). 18. Круговое движение рук.

    Признаки рахита у грудничков

    Проявления функциональных нарушений нервной системы включают:

    • Изменение поведения ребенка – плаксивость, раздражительность.
    • Плохой сон – время сна грудного ребенка в течение суток уменьшается, сон при этом поверхностный, грудничок просыпается от малейшего шума.
    • Повышенная потливость кожи, которая является следствием нарушения функциональной активности вегетативной части нервной системы – такая повышенная потливость в большей степени характерна для затылочной области головы, при этом после пробуждения ребенка можно заметить мокрое пятно на подушке («симптом мокрой подушки»).
    • Повышенное выпадение волос в области затылка – является результатом повышенной потливости кожи этой области, а также беспокойного сна ребенка.
    • Снижение тонуса поперчено-полосатой мускулатуры, которое сопровождается их дряблостью, при снижении тонуса мышц стенок живота он увеличивается в объеме.

    Такие симптомы появляются первыми, еще до развития проявлений со стороны опорно-двигательной системы, которые включают:

    • Запоздание прорезывания молочных зубов, которые затем становятся тусклыми, темными, с быстрым развитием кариеса.
    • Кости черепа становятся мягкими, увеличиваются теменные и лобные бугры, зарастание большого родничка запаздывает.
    • Замедление роста ребенка, который может значительно отставать от сверстников.
      Появление утолщений на ребрах в области их соединения с грудиной в виде плотных узелков («рахитические четки»).
    • Патологические переломы костей, которые чаще развиваются когда ребенок в возрасте до года начинает ходить.

    Рахит у грудничков во время развития симптоматики со стороны опорно-двигательной системы находится в стадии значительных нарушений обмена минералов в организме. Поэтому наиболее эффективным будет его лечение на ранних этапах развития, когда признаки рахита у грудничков появляются лишь со стороны нервной системы. Для подтверждения диагноза проводится лабораторное исследования показателей минерального обмена в организме.

    Лечение данного обменного нарушения заключается в восстановлении уровня витамина D (применяются препараты витамина D и солей кальция).Для улучшения функционального состояния скелетных мышц и костей проводится специальный лечебный массаж. Его должен проводить только специалист, так как самостоятельное механическое воздействие может привести к дополнительной деформации костей и их повреждению.


    Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

    Диагностика

    Выявить заболевание помогут следующие показатели крови малыша:

    • Уровень кальция и фосфора;
    • Щелочная фосфатаза;
    • Количество паратгормона;
    • Уровень витамина Д.

    На помощь врачу приходит рентгенологическое исследование запястья, при этом на снимках видны участки разрыхления костной ткани.

    Заподозрить рахит могут и сами родители на основании перечисленных выше признаков – беспокойства малыша, облысения затылка, искривления конечностей. Подумать о рахите заставляет аммиачный запах мочи.

    Лечение рахита у детей

    Комплекс мер от рахита назначается индивидуально и зависит от степени тяжести заболевания. Крайне важна адекватная организация режима дня ребенка, полноценные прогулки, обеспечение сбалансированного питания и поступления всех необходимых витаминов и минералов. Врач назначает курс витамина D2, а после курса ребенку следует давать рыбий жир в целях профилактики заболевания.

    Также для лечения применяют облучение ультрафиолетовыми лучами, лечебные солевые или хвойные ванны, гимнастические упражнения и курсы массажа.

    Очень важными профилактическими приемами для предотвращения рахита и подспорьем в лечении являются массаж и упражнения. Их можно выполнять на втором месяце жизни малыша, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Врач оценит готовность ребенка к нагрузкам и покажет специальные движения.

    Все движения нужно выполнять плавно и аккуратно, но уверенно. На руках массажиста не должно быть украшений, ногти должны быть коротко острижены. Руки вымыты и вытерты. Массаж проводят на столе, накрытом в несколько слоев пеленкой.

    Температура в помещении не должна быть ниже 20 градусов. Ребенок должен быть расположен к массажу, если он капризничает, то процедуру следует отложить. Продолжительность комплекса в первые дни не должна превышать 5 минут, но постепенно время занятий увеличивают до 15 минут.

    Основные движения занятий физкультурой для малышей элементарны:

    • Поглаживающие массажные движения ручек и ножек;
    • Выкладывание на животик;
    • Легкий массаж стоп, спинки и живота;
    • Рефлекторные движения для стоп;
    • Скрещивание ручек на груди и их отведение в стороны,
    • Сгибание и разгибание коленей;
    • Подъем выпрямленных ножек;
    • По мере развития ребенка движения можно усложнять и присоединять вращательные движения в тазобедренных суставах;

    Также полезно принуждать ребенка к переворачиванию, поощрять ползти, доставать игрушку.

    Гимнастические упражнения для детей от года:

    • Вращательные движения руками;
    • Подъем, сгибание и разгибание ног, перекрещивание рук на груди и отведение в стороны, осуществляемые самостоятельно ребенком;
    • Имитация бокса;
    • Передвижение на четвереньках за игрушкой;
    • Перевороты со спины на живот, которые ребенок делает самостоятельно;
    • Из положения лежа на животе приподнимание головы и плеч;
    • Садиться из лежачего положения при зафиксированных коленках;
    • Повороты туловища в положении сидя;
    • Приседания на корточки с поддержкой за ручки;
    • Наклоны тела из положения стоя.

    Движения оказывают огромную пользу организму малыша, благотворно влияют на состояние нервной системы, ускоряют обменные процессы. Но обязательным условием является систематичность занятий.

    Рахит - распространенное заболевание среди детей и новорожденных, связанное с нарушениями обменных процессов и как следствие, нехваткой витамина D.

    Его дефицит ведет к патологическим изменениям в костной и нервной системах. Кальциферол, или витамин D, нужен для образования костной ткани, так как он повышает усвояемость кальция и фосфора из кишечника и способствует накоплению этих минеральных веществ в костях.

    Причины появления и основные признаки рахита

    Причиной рахита может быть нехватка пребывания на свежем воздухе, так как кальциферол поступает не только с пищей, но и способен синтезироваться в организме под действием светового излучения.

    Также рахит может быть вызван несбалансированным питанием, являться следствием приема препаратов против судорог. Иногда причиной болезни является плохая всасываемость витамина D в желудочно-кишечном тракте при некоторых патологиях.

    Первые симптомы рахита вызываются нарушениями в нервной системе ребенка. Главными признаками являются нарушения сна, плаксивость и раздражительность, повышенная потливость, вытирание волос в затылочной области. Позже происходит закрытие родничка и прорезывание молочных зубов, а сами зубы часто поражает кариес.

    При дальнейшем развитии болезни и отсутствии адекватного лечения начинает страдать костная ткань. Деформируются кости ног и рук, черепа, груди, позвоночника. Дальнейшее прогрессирование ведет к нарушениям работы внутренних органов.

    Нельзя допускать развития болезни, иначе ее последствия останутся у ребенка на всю жизнь.

    Способы лечения рахита

    Комплекс мер от рахита назначается индивидуально и зависит от степени тяжести заболевания. Крайне важна адекватная организация режима дня ребенка, полноценные прогулки, обеспечение сбалансированного питания и поступления всех необходимых витаминов и минералов. Врач назначает курс витамина D2, а после курса ребенку следует давать рыбий жир в целях профилактики заболевания.

    Также для лечения применяют облучение ультрафиолетовыми лучами, лечебные солевые или хвойные ванны, гимнастические упражнения и курсы массажа.

    Комплекс упражнений для грудничков:

    Очень важными профилактическими приемами для предотвращения рахита и подспорьем в лечении являются массаж и упражнения. Их можно выполнять на втором месяце жизни малыша, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Врач оценит готовность ребенка к нагрузкам и покажет специальные движения.

    Все движения нужно выполнять плавно и аккуратно, но уверенно. На руках массажиста не должно быть украшений, ногти должны быть коротко острижены. Руки вымыты и вытерты. Массаж проводят на столе, накрытом в несколько слоев пеленкой.

    Температура в помещении не должна быть ниже 20 градусов. Ребенок должен быть расположен к массажу, если он капризничает, то процедуру следует отложить. Продолжительность комплекса в первые дни не должна превышать 5 минут, но постепенно время занятий увеличивают до 15 минут.

    Основные движения занятий физкультурой для малышей элементарны:

    • Поглаживающие массажные движения ручек и ножек;
    • Выкладывание на животик;
    • Легкий массаж стоп, спинки и живота;
    • Рефлекторные движения для стоп;
    • Скрещивание ручек на груди и их отведение в стороны,
    • Сгибание и разгибание коленей;
    • Подъем выпрямленных ножек;
    • По мере развития ребенка движения можно усложнять и присоединять вращательные движения в тазобедренных суставах;

    Также полезно принуждать ребенка к переворачиванию, поощрять ползти, доставать игрушку.

    Гимнастические упражнения для детей от года:

    • Вращательные движения руками;
    • Подъем, сгибание и разгибание ног, перекрещивание рук на груди и отведение в стороны, осуществляемые самостоятельно ребенком;
    • Имитация бокса;
    • Передвижение на четвереньках за игрушкой;
    • Перевороты со спины на живот, которые ребенок делает самостоятельно;
    • Из положения лежа на животе приподнимание головы и плеч;
    • Садиться из лежачего положения при зафиксированных коленках;
    • Повороты туловища в положении сидя;
    • Приседания на корточки с поддержкой за ручки;
    • Наклоны тела из положения стоя.

    Движения оказывают огромную пользу организму малыша, благотворно влияют на состояние нервной системы, ускоряют обменные процессы. Но обязательным условием является систематичность занятий.



    Похожие статьи