• Схемы по составлению рассказов старшая группа. Мастер-класс «Составление описательного рассказа об игрушке»

    24.09.2019

    Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
    Должность: воспитатель, воспитатель
    Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
    Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
    Дата публикации: 24.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

    ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

    Конспект открытого занятия по образовательной области

    «Речевое развитие»

    в старшей группе на тему:

    «Составление описательного рассказа по картине с

    использованием ИКТ»

    Подготовила и провела: воспитатель

    Соломонова Анна Николаевна,

    первой квалификационной

    Саранск, 2017

    Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

    Образовательные:

    продолжать

    формировать

    отгадывать

    загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

    картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

    составлять

    целостный

    сюжетной

    пользуясь

    разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

    Развивающие:

    развивать

    вариантов,

    придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

    к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

    Воспитательные:

    воспитывать

    выслушивать

    перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

    и любовь к живой природе.

    Интеграция образовательных областей.

    «Социально

    коммуникативное

    развитие»

    Формировать

    нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

    природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

    «Познавательное

    развитие»:

    продолжать

    знакомить

    особенностями составления описательного рассказа по картине.

    наблюдать

    описывать,

    углублять

    уточнять

    весенних

    особенностях в природе.

    «Физическое

    развитие»:

    формировать

    правильную

    умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

    самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

    4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

    ценностно-смысловому

    восприятию

    пониманию

    произведений

    изобразительного

    искусства

    становление

    эстетического

    отношения к окружающему миру.

    Методические

    приемы:

    организационный

    художественное

    слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

    «Подбирай.

    Запоминай»,

    объяснение,

    слайдовый

    пояснение,

    напоминание,

    физкультминутка

    (перевод: «Весна,

    приди…»)»,

    продуктивная

    деятельность

    составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

    рефлексия.

    Используемые формы организации познавательной деятельности

    детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

    фронтальная

    приводит

    повышению

    умственной

    активности,

    побуждает

    самовыражению.

    Индивидуально-

    дифференцированный

    осуществляется

    испытывающим

    трудности при составлении рассказа.

    Предварительная работа по образовательным областям:

    1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

    продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

    изготовление

    дидактических

    Слушание

    произведений

    мордовских

    композиторов

    Сураева-Королева

    Тялонесь»,

    Аверкина «Пробуждение природы».

    2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

    речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

    мнемотаблицами «Времена года».

    3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

    рассматривание

    альбомов,

    весенними

    явлениями

    4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

    пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

    «Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

    «Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

    Скребицкий «Сказка о Весне».

    5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

    птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

    Материалы и оборудование:

    Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

    Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

    природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

    Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

    Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

    Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

    сопереживание, дифференцированный подход к детям.

    Место проведения: групповое помещение.

    Ход занятия:

    (1 СЛАЙД)

    Воспитатель

    (воспитатель

    организовывает

    взявшись

    руки):

    обратили

    внимание

    прекрасный

    просыпается

    настроение

    улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

    Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

    встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

    Посмотрите,

    поздоровайтесь с ними.

    Дети : Здравствуйте.

    (Дети проходят на стульчики в цент группы).

    Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

    так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

    (Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

    «Кто пришёл так тихо - тихо?

    Ну конечно не слониха,

    И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

    И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

    И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

    Сняв зелёные ботинки,

    Тихо вышли из земли.

    И подснежник тихо вышел.

    И повсюду тишина.

    Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

    Воспитатель :

    Правильно.

    признаки

    услышали

    Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

    зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

    первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

    Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

    Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

    Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

    Дети : Сейчас идет месяц апрель.

    Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

    Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

    Воспитатель: (5

    СЛАЙД)

    корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

    подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

    будут добавлять.

    (Дети называют прилагательные и получают цветочки)

    Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

    Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

    Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

    Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

    Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

    перелетные).

    Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

    мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

    Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

    зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

    пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

    закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

    теплыми лучами нашу группу.

    проговаривают

    мордовскую

    закличку

    исполнением

    движений.

    композитора Ген.

    Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

    Физкультурная минутка

    сак,сак! Весна, весна приди!

    кантт! Теплый дождь нам принеси!

    Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

    (Деть проходят на места)

    (7 СЛАЙД)

    Воспитатель :

    Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

    Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

    Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

    Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

    составить

    красивый

    рассмотреть

    Посмотрите

    внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

    Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

    с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

    Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

    тона преобладают в ней?

    Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

    зеленоватый цвет.

    Воспитатель : Какое светит солнце?

    Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

    Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

    Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

    Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

    Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

    побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

    сползают остатки

    снега, от теплого солнца началась капель.

    Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

    Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

    Воспитатель : Что делают дети на улице?

    Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

    Воспитатель : Кто летает в воздухе?

    Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

    будущего потомства.

    Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

    Дети : На переднем плане изображены березы.

    Воспитатель : Как они изображены на картине?

    Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

    набухают почки.

    Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

    художник на этой картине?

    Дети :

    Художник

    рассказать

    Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

    Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

    Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

    Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

    вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

    будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

    Воспитатель :

    послушайте,

    использованием представленного плана.

    Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

    яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

    появились

    проталины.

    переоделись

    облегченную

    Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

    Прилетели

    деревьях

    будущего потомства.

    пробуждается,

    возвращается

    зимнего сна.

    Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

    (4-5 рассказов детей).

    Воспитатель : Молодцы!

    Рефлексия (8 СЛАЙД)

    Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

    всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

    рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

    есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

    что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

    Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

    активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

    постараемся найти все приметы весны на участке.

    Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.

    Татьяна Казакова

    Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

    Задачи :

    1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

    2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

    3. Закрепить навыки образования прилагательных.

    4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

    План составления рассказа :

    1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

    2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

    3. Какого цвета дом?

    4. На какой улице расположен дом?

    5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

    6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

    7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

    8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

    Примерный рассказ :

    Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

    Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

    Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

    Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

    Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

    Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

    Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

    Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.

    Светлана Романюк
    Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

    Приемы обучения детей составлению описательного рассказа .

    Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

    Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

    Последовательность работы над связной речью.

    Воспитание понимания связной речи;

    Воспитание диалогической связной речи;

    Воспитание монологической связной речи, приемы работы ;

    Работа над составлением рассказа – описания ;

    Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

    Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

    Работа над пересказом;

    Работа над самостоятельным рассказом .

    Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке !

    Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек . Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы , игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме ) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

    Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза , дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

    Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения , необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

    Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек , затем научить отвечать на вопросы по их описанию .

    В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

    При оаписании игрушки используется следующий алгоритм :

    1) Рассматривание и исследование игрушки;

    2) Беседа с детьми;

    3) Совместный рассказ .

    При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

    Рассматривание ;

    Сравнение;

    Беседа с детьми;

    Совместное рассказывание ;

    Вопросы педагога;

    Образец рассказа ;

    Тактильное восприятие;

    Игра с этим предметом;

    Художественное слово.

    Внесение игрушки в группу до начала занятия.

    Критерии отбора игрушек :

    1. Не должны быть мелкими.

    2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

    3. Близки к естественному виду;

    4. Должны быть безопасны.

    Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности : игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения .

    (Средняя группа)

    Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам , будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет . Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :

    Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :

    1. Рассматривание игрушки ;

    2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.

    3. Образец рассказа воспитателя ;

    4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

    5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

    Во второй половине года вводится план рассказа – описания , составленный воспитателем .

    Теперь методика обучения выглядит так :

    1. Рассматривание игрушки ;

    2. Вопросы воспитателя;

    3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке ;

    4. Образец рассказа воспитателя по плану;

    5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;

    Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :

    1. Сначала игрушка называется,

    2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

    3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

    При описании приемы :

    Сравнение;

    Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок) ;

    Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

    Внесение игрушки в группу до начала занятия;

    Оставление игрушки в группе после занятия;

    Инсценировка ;

    рассказа ;

    Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки) ;

    Дополнительные вопросы педагога;

    Дополнение детьми предыдущего рассказа ;

    Критерии отбора игрушек.

    Не должны быть мелкими;

    Близки к естественному виду;

    Должны быть безопасны.

    В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное , логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

    Описание обязательно проводится по плану.

    Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :

    Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;

    Рассматривание объекта описания ;

    Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие ; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему ;

    Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа ;

    Рассказ сильного ребенка ; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)

    Рассказы 4 – 5 детей об объекте ;

    В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же . Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания , когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а» , «и» ; например : «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания .

    В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках) .

    При описании игрушки используются следующие приемы :

    Образец и план рассказа ;

    Вопросы воспитателя;

    Рассматривание ;

    Тактильное восприятие;

    Дополнение детьми предыдущего рассказа ;

    Выбор игрушки по желанию ребенка;

    Инсценировка рассказа .

    Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе :

    Не должны быть мелкими;

    Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

    Близки к естественному виду;

    Должны быть безопасны.

    Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу , материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

    В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

    Что это такое

    План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

    Порядок работы

    Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

    • Прочитать само произведение.
    • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
    • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
    • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
    • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
    • Подробный пересказ.

    Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

    В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

    Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

    Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

    Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

    Лев тронул ее лапой и перевернул.

    Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

    Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

    Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

    Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

    С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

    Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

    Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

    Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

    Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

    Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

    Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

    На шестой день лев умер.

    Определение темы

    Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

    • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
    • Конец - смерть обоих животных.

    Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

    Выделение смысловых частей

    Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

    В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

    1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
    2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
    3. Животное бросили в клетку льва.
    4. Хищник пожалел беднягу.
    5. Неожиданная дружба льва и собаки.
    6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
    7. Через год собачка заболела и умерла.
    8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

    Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

    Подзаголовки

    Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

    1. Жизнь лондонского зоопарка.
    2. Жестокий хозяин.
    3. Опасная встреча.
    4. Хищник добрее людей.
    5. Странная дружба.
    6. Сильный защищает слабого.
    7. Болезнь и смерть собачки.
    8. Отчаяние и гибель льва.

    Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

    Сложный план

    Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

    3. Опасная встреча.

    • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
    • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

    8. Отчаяние и гибель льва.

    • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
    • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
    • 8.3 Реакция на чужого песика.
    • 8.4 Смерть.

    Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

    Основные ошибки

    Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

    • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
    • Нарушение логики, перестановка частей местами.
    • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
    • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

    Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

    Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

    Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

    Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

    Цель: развитие связной речи.

    Задачи:

    • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
    • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
    • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
    • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
    • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
    • Развивать память, внимание, мышление.
    • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
    • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

    Оборудование:

    • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
    • раздаточные картинки с изображением инструментов
    • схемы для составления описательных рассказов
    • компьютерная презентация
    • кукла Незнайка

    Предшествующая работа:

    • Беседы «Профессии наших мам и пап».
    • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
    • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
    • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

    Ход НОД

    Организационный момент.

    Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

    Компьютерная презентация загадок.

    Введение в тему.

    Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

    Вноситься кукла.

    Незнайка: О чем вы тут говорите?

    Дети: О профессиях людей.

    Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

    Игровое упражнение «Кто что делает?»

    Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

    Врач варит суп.

    Учитель учит детей в школе.

    Повар лечит людей.

    Шофер убирает двор.

    Дворник водит машину.

    Швея чинит сапоги.

    Сапожник шьёт одежду.

    Продавец продает продукты.

    Строитель подстригает людей.

    Парикмахер строит дома.

    Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

    Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

    Дети стоят в кругу.

    Шофер – на дороге.

    Повар – в столовой.

    Строитель – на стройке.

    Врач–в больнице.

    Швея – в ателье.

    Продавец – в магазине.

    Парикмахер – в парикмахерской.

    Воспитатель – в детском саду.

    Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

    Игровое упражнение «Кому что?»

    Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

    Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

    Изучение нового.

    Составление описательного рассказа по схеме.

    План:

    Название профессии. (Кто это?)

    Место работы. (Где работает?)

    Что делает человек данной профессии?

    (Что делает на работе?)

    Что ему нужно для работы?

    (Какие предметы нужны ему для работы?)

    Образец рассказа:

    — Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

    Самостоятельные рассказы детей.

    Закрепление материала.

    Игровое упражнение «Составь предложение»

    Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

    Врач лечит…

    Повар варит…

    Строитель строит…

    Швея шьёт…

    Воспитатель воспитывает…

    Шофер перевозит…

    Парикмахер подстригает…

    Продавец продает…

    Итог.

    — Чему вы сегодня научились?

    — Что узнал Незнайка из ваших рассказов?



    Похожие статьи