Современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников 50 или 20 лет назад.
Каждый ребенок рождается, чтобы жить среди людей. Гармония с окружающими – это гарантия психологического благополучия ребенка. Крошечный член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут.
Если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня оставить дома даже ненадолго современного ребенка практически невозможно. А ведь когда-то это было обычным делом. Современные дети пытаются занять себя вне круга имеющихся игрушек – они заменяют их бытовой техникой, посудой и т.п. В лучшем случае ребенок прибьет гвоздями ковер или разрисует стены.
Когда вы с ребенком, поговорить со знакомыми на улице теперь практически невозможно. Он будет говорить, дергать вас за одежду, вертеться, капризничать и пытаться всячески обращать на себя внимание. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. При определенных обстоятельствах он может вести себя асоциально или уйти в себя, протестуя против непонимания окружающих.
Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Вместо этого он мчится по жизни, зная, что в трудную минуту любящая мама, мужественный папа и заботливая бабушка будут рядом. Дети не чувствуют опасности – они поглощают море информации и живут в мире спайдерменов в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.
У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Потому, когда вы требуете от малыша выключить компьютер или телевизор, задумайтесь над тем, а что вы предлагаете взамен. Где гарантия, что вы именно те образцовые родители, на которых малыш будет стремиться стать похожим?
В условиях современного кризисного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется всё отчетливее. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Новым социальным страхом стала неуспешность детей. Мамы и папы осаждают дошкольные учебные заведения, чтобы быстрее научить своего ребенка считать и читать.
Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша. Еще хуже, когда такие стремления являются следствием собственного самоутверждения перед друзьями и родственниками.
Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, расширяют его представления и перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми? Формирование положительного мировосприятия – это основа будущей успешности маленького человечка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Родители должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.
Вы можете или написать свой.
МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Какие они, современные дети?
(из опыта работы)
Педагог-психолог
Лукина Л. И.
2016
Какие они, современные дети?
Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Я прочитала данное изречение в методическом пособии и полностью с ним согласна. За 30 лет работы в дошкольном учреждении решила проанализировать выпуски прошлых лет. Обсудили это и с коллегами. Действительно, с детьми стало труднее общаться, требования и просьбы необходимо продумывать и обсуждать.
Чувства вины отсутствует, да они и не признают что виновны, только правы во всём. Почти не реагируют на принуждения, нотации, запреты, наоборот, предъявляют свои требования.
Про телесные наказания совсем забыли и если задаёшь вопрос ребёнку-присутствуют ли они дома, то дети с улыбкой заявляют - такого не может быть.
Существует немного мер, на которые они реагируют. И это уже совсем другие меры наказания, как лишение мобильного телефона и игр на планшете и компьютере. А также приобретение новых игрушек и далеко не дешёвых.
Откликаются, в детском сад, это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям, как партнёрам в воспитательном процессе. Очень нравится, когда им предлагается самим себя оценить. В младших и средних группах –это только они хорошие и всё делают правильно. А вот в старшем дошкольном возрасте уже признают свои ошибки, но только после утверждения, что их ругать ни кто не будет за то, что они не правы, а вы сами оцените и решите как нужно поступать. И в данный момент нельзя говорить как правильно. Это нужно сделать в другой деятельности. С помощью бесед или разыгрывая этюды по психогимнастике.
Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь.
Они ожидают от нас уважения и любви. Дети очень чувствуют, на интуитивном уровне, когда с ними любящий педагог и когда только выполняющий свои должностные обязанности.
Кроме того, им нравится, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются самыми простыми методами по изменению поведения - но только если взрослые хотят это делать вместе с детьми. Серьезное отношение к ребенку может оказаться для многих непривычным. Так как старые стереотипы «как я сказал так и будет» -это должно остаться в прошлом.
Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей - общаться с ними! Речевое общение не заменит ни что. Больше говорить и объяснять, отвечать на вопросы и задавать. Вот это очень не хватает в общении между детьми и родителями. Дефицит родительского внимания – самая серьезная проблема современного воспитания.
Взрослые должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их, с уважением относиться к их правам, позволять им учиться на своих ошибках, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе. Такие воспитательные моменты могут быть только при доверительных беседах. А стать ребёнку другом это не так просто.
Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к детскому внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей. Огромную роль здесь играют личные примеры из жизни взрослых и обсуждение их с детьми -это и есть воспитание на своём примере. С большим интересом слушают они истории которые были у меня и задают много вопросов.
Хороша идея в том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее.
Ребенок в современном обществе ежедневно сталкивается с огромным потоком информации, часть которой он с удовольствием усваивает. Но такие чрезмерные нагрузки, в том числе и в детском саду, сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей. Просто они живут в такое время. Это необходимо учитывать взрослым и как можно внимательнее относиться к тому, какую информацию нужно давать детям, а что то будет лишним. Будьте внимательны к любым идеям Вашего ребенка . Ребенку в первую очередь нужно родительское воспитание.
Современный ребёнок – какой он?
Современные дошколята – это что-то необыкновенное .
Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Какие же они – современные дети?
Современные дети:
Просто у современных детей – современное детство!
Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания. Старайтесь проводить больше времени вместе.
Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку.
Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...
Тряпичная кукла и её роль в жизни современного ребёнка.
Сегодня, когда жизнь современного взрослого и ребенка заполнена бесконечными гаджитами: начиная с навигаторов в машинах и кончая говорящими игрушками, кажется, что все возможные мечты вопл...
Какой он - современный ребёнок
Меняется мир – меняются и дети.Новые средства воспитания детей: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых...
Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.
Гиперопека и недостаток внимания
Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.
Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.
Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.
Проблемы современных детей
Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.
Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.
В потоке информации
На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.
Консультация для родителей
«Современный ребенок – какой он?»
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются
от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого - конечно, то, что
нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более
насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают
информацию, которую современный мир предоставляет с избытком.
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов,
меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным
детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё
чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся,
что же с ними все - таки не так?
По мнению педагогов
, дети «очень изменились за последние годы»: «у них
низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не
слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень
подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр.
Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её
возникновения
.
Родители и педагоги отмечают, что современные дети
«проявляют
повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие
чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания
взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют
что-то сделать».
У современных детей гораздо большие возможности, чем были у нас. Общий
уровень благосостояния вырос, семьи стали более обеспеченными, а дети
более балованными в материальном плане. Теперь уже никого не удивляет тот
факт, что ребенок с родителями несколько раз в год ездит отдыхать заграницу
или отправляется на учебу в престижный иностранный ВУЗ. Дети могут в
живую увидеть египетские пирамиды или Эйфелеву башню.
Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера
электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или
шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети
быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут
пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в
интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим
объемом памяти, чем предыдущие поколения.
Педагоги дошкольных учреждений «создали» портрет современного
дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый,
любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный,
плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый
телевизором.
В наше время современные дети очень хорошо информированы. Они
рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в
хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с
героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам.
Дошкольники нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы
в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о
преждевременном взрослении современных детей.
Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых
простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель.
Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их
гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо
проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в
качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь
логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только
артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее
их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное
соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.
В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между
детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или
воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые
коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять
одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка
остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество
становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется
не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить
их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей
части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы
поведения.
Раньш
е
для всех детей добрыми героями были Илья Муромец,
Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих
современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а
злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых
все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные
монстры-уроды.
Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен
материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные
решения, за них все решают родители.
Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои
способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую
информацию в любое время. Современный мир - это мир
индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только
могли мечтать дети прошлых поколений.
Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их
сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие
стало другим или сами дети изменились: а вследствие того,
что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть
идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и
честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый
Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие
социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции –
удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение
растет.
Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же
?
Слабоволие, причем
воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где
нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение
своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на
себя внимание неумение детей играть
.
Современные дети и хотели бы
научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская
субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам
игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один
ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают
заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и
считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок»
творческой активности родителей).
Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в
которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его
памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте
личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и
внимании к его личности.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня
становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет
со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных
познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет
собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие
способности.
Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный
характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир.
В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают
психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать
детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться
уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.