• Влияние школы на ребенка. Как школа влияет на настроение ребенка и развитие депрессии

    31.10.2023

    То, что переживают и испытывают в школе молодые люди, т.е. их жизнь в школе можно рассматривать как критический период развития их самооценки, самовосприятия и гигиенического поведения.

    Эти факторы влияют на субъективно воспринимаемое ими общее состояние здоровья и удовлетворенность жизнью как настоящей, так и будущей.

    В подростковом возрасте молодые люди переживают изменения не только в своем организме, но и в функционировании систем социальной поддержки, таких, как семья, школа и сверстники.

    По мере того, как у людей развивается собственное достоинство и компетентность в учебной и социальной сферах, они утверждают себя как личности.

    В учебной сфере одной из важнейших детерминант представления о самом себе является успеваемость, тогда как на развивающееся представление о себе в социальной сфере влияние оказывает признание и поддержка со стороны сверстников, особенно одноклассников.

    Таким образом, поскольку школа является тем контекстом, в котором происходит большая часть взаимодействий между сверстниками и в котором оценивается академическая успеваемость, именно эта среда имеет решающее значение для развития в подростковом возрасте.

    Благоприятная школьная среда (например, комфортный социальный климат, в котором есть поддержка со стороны сверстников) и успешная адаптация к школе (о чем свидетельствуют академическая успеваемость и низкие уровни стресса, связанного со школой) могут повысить ощущение успеха и компетентности, а это в свою очередь ведет к большему благополучию и большей удовлетворенности жизнью и меньшему количеству субъективных жалоб на здоровье.

    И наоборот, отсутствие успехов в учебе и низкий уровень признания со стороны сверстников может привести к уменьшению положительных последствий для здоровья и увеличению проявлений рискованного поведения.

    Соответственно, школьный контекст представляется одновременно и фактором риска, и ресурсом, обеспечивающим физическое, эмоциональное и социальное благополучие.

    Результаты продольного исследования, проведенного Jessor и соавторами, показывают, что такие факторы, как хорошая успеваемость в школе (на которую указывает средний балл за каждый класс) и позитивное отношение к школе и друзьям (непричинение обид другим и неприятие обид со стороны других) защищают от формирования проблемного поведения.

    Ведь в классе товарищи по учебе не принимают ни тех, кто обижает слабых, ни тех, кого обижают, у тех и у других хуже здоровье и они с большей вероятностью проявляют рискованное поведение.

    Кроме того, причинение обид и издевательства коррелируют с низкой психосоциальной адаптацией.

    Издевательства со стороны сверстников ведут к тому, что возникают внутренние проблемы (например, депрессия, ощущение беспокойства, соматические жалобы) и проблемы с внешним проявлением (такие, как агрессивность), и у жертв подрывается чувство собственного достоинства.

    Возраст и пол также играют роль в определении того, какие факторы школьной среды негативно влияют на здоровье.

    Когда главное внимание уделяется планам на будущее, осуществление которых зависит от академической успеваемости, это может вызывать стресс у учащихся старших классов, в то время как такой фактор, как неприятие сверстниками, может оказывать большое влияние на здоровье учащихся младших и средних классов.

    Старшие школьники также, по-видимому, чувствуют меньшую удовлетворенность школой, чем младшие.

    Что касается гендерных различий, то представительницы женского пола в течение всей жизни, по-видимому, больше, чем мужчины, опираются на свой круг социального общения во время стрессовых ситуаций; поэтому субъективное ощущение недостатка такой поддержки у лиц женского пола в подростковом возрасте может приводить к ухудшению субъективно оцениваемого здоровья и меньшей удовлетворенности жизнью.

    Кроме того, главные детерминанты самооценки у девочек - это физическая привлекательность и социальное признание.

    Субъективно воспринимаемая неудача в любой области может также иметь отрицательное влияние на общее состояние здоровья.

    К тому же девочки могут быть больше, чем мальчики, подвержены как эмоциональным нарушениям, так и субъективным жалобам на здоровье.

    Очевидно, что эти гендерные различия начинают формироваться в раннем возрасте.

    Согласно теориям, субъективные жалобы на здоровье являются реакцией на стресс. Одним из потенциальных источников стресса у детей и подростков является школьная среда, т.е. учебные занятия и социальный климат (преподаватели, сверстники).

    Неудовлетворенность школьной средой и связанная с нею низкая степень удовлетворенности жизнью могут частично отражать проблемы в приспособлении к школьным требованиям, таким, как требования в отношении успеваемости.

    Напротив, положительное восприятие социального климата класса или школы в целом ассоциирует с наличием у подростка меньшего числа эмоциональных и поведенческих проблем.

    По данным предыдущих исследований HBSC, молодые люди, сообщающие о более высоком качестве жизни и лучшем самочувствии, удовлетворены школой, чувствуют поддержку одноклассников и оценивают предъявляемые к ним требования как не слишком высокие.

    Персистентные психосоматические симптомы в детстве могут быть результатом низкой академической и социальной компетентности и могут увеличить вероятность проблем во взрослой жизни.

    Например, ощущение необъяснимых рецидивирующих болей в области живота в детстве является предвестником возникновения чувства тревоги и низкого уровня социального функционирования во взрослой жизни.

    Кроме того, существенное влияние на здоровье оказывает самооценка.

    Низкая самооценка позволяет прогнозировать неблагоприятные последствия для здоровья, тогда как высокие баллы самооценки служат указанием на благоприятные последствия, такие, как хорошее настроение и отсутствие соматических и психологических симптомов.

    Таким образом, имеется множество фактических данных, свидетельствующих о том, что прочность и доброжелательный характер отношений, сложившихся в социальном контексте школы, могут хотя бы частично определять состояние здоровья индивидуума.

    Старшим школьникам (и в целом мальчикам) школа обычно нравится меньше, и они оценивают свою академическую успеваемость ниже.

    Поэтому при обсуждении и анализе зависимости между школьными факторами и здоровьем нужно принимать во внимание различия в переживаниях и восприятии школьной среды молодыми людьми, а также роль факторов возраста и пола в этих различиях.

    В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.

    Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.

    Школа в жизни ребенка

    Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.

    В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.

    Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.

    С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.

    У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.

    Как школа влияет на риск развития депрессии

    Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.

    С каждым годом...

    Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.

    В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.

    По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.

    Причины депрессии у ребенка

    Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:

    • отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
    • неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
    • требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
    • плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
    • низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
    • травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
    • перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.

    Проблемы, связанные с началом обучения в школе

    Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.

    Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .

    Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.

    Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.

    Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.

    Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.

    Школьные проблемы подростков и развитие депрессии

    Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.

    Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.

    Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.

    Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.

    Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.

    Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.

    Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.

    Симптомы депрессии у детей

    Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:

    • тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
    • аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
    • агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
    • нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
    • ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
    • снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
    • соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
    • потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.

    Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.

    Ваш малыш пошел в первый класс. Естественно, в первую очередь вы думаете о том, как ваш ребенок будет учиться, сможет ли он контактировать со сверстниками, какой уровень знаний сможет получить ваш малыш в данной школе и так далее. Однако никто не задумывается о здоровье школьников.

    Многие врачи и гигиенисты, исходя из данных статистики, утверждают, что количество школьников, отличающихся хорошим здоровьем , с каждым годом уменьшается. Около 90 % детей к выпускному уже имеют различные хронические заболевания. Некоторые дефекты в состоянии организма выявляются в период обучения. К ним можно отнести:

    Близорукость;

    Проблемы с желудком;

    Нарушения осанки.

    Помимо этого у детей развиваются неврозы, они получают различные травмы на занятиях по физической подготовке, наблюдается вегетососудистая дистония. Кроме того многие школьники в течение года могут несколько раз подхватывать инфекционные, кишечные и респираторные заболевания.

    Миопия.

    Самое распространенное заболевание органов зрения у школьников - близорукость . В редких случаях наблюдается дальнозоркость и астигматизм. Вызывают эти патологии слишком высокие нагрузки на глаза на уроках, а также при выполнении домашней работы, частое пользование компьютером и телевизором. Также не стоит забывать и о наследственности, которая играет в этом особую роль.

    Если вы заметили, что ваш ребенок щурится, достаточно близко держит книгу или же часто говорит о том, что у него болят глаза, следует немедленно обратиться к окулисту .

    1. Ежедневно выполняйте с ребенком гимнастику для глаз, чтобы тренировать мышцы глаза.
    2. Стол, где ребенок делает уроки, должен быть оснащен хорошей лампой, а естественный свет должен быть с левой стороны.
    3. Следите, чтобы между учебником и глазами малыша было расстояние около 40 сантиметров.
    4. После школы у ребенка должен быть часовой отдых , не стоит заставлять малыша сразу же идти и делать домашнее задание.
    5. Если ребенок часто занимается уроками на компьютере, не забывайте рекомендаций офтальмологов – в день малышу разрешено быть у компьютера около тридцати минут.

    Проблемы с желудком.

    Очень часто школьники жалуются на боли в животе. В большинстве случаев это проявления гастрита, который вызывается бактерией под названием Helicobacter pylori. Ее можно обнаружить в желудке у 80 % людей. Но проявляется она лишь в том случае, если организм ослаблен. Школьники в период обучения испытывают на себе серьезную нагрузку в плане умственного напряжения, а также эмоционального. Кроме того в школе дети не имеют полноценного питания, их перекусы включают чипсы, сухарики и булочки, что в результате и приводит к развитию гастрита .

    Если ваш ребенок жалуется на газы, периодическую тошноту и отрыжку - обязательно сходите с ним на прием к гастроэнтерологу .

    Как предотвратить заболевание?

    1. Очень важно соблюдать режим приема пищи.
    2. Ребенок должен питаться только домашней пищей. Избегайте полуфабрикатов и различных газированных напитков. Помните, что особую нагрузку на желудок ребенка оказывает жирные, жареные и острые продукты.
    3. Если ребенок отличается повышенной возбудимостью, необходимо постараться уменьшить нагрузки на психику. Только в этом случае придут в норму и пищевые процессы.
    4. Если у малыша появилась изжога , можно использовать адсорбирующие препараты, которые уменьшат неприятные ощущения. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы пройти обследование и получить необходимое лечение.

    Нарушение осанки.

    В первом классе многие школьники, да и их родители, даже и не подозревают о том, что к старшим классам многие из них будут иметь нарушения в осанке . Только около 2 % школьников не сталкиваются с этой проблемой. Другие же сталкиваются с лордозами, асимметрией, сколиозами и остальными дефектами. Обусловлено это неправильной посадкой за рабочим столом, значительным весом рюкзаков, сумками на одно плечо, снижением активности. В результате этого получаем слабый мышечный корсет спины . Но, что самое удивительное, зная эту проблему, во многих школа никто не стремится исправить проблему несоответствия школьной мебели антропометрическим данным школьников.

    Как предотвратить заболевание?

    1. Следите, чтобы при ходьбе ребенок держал спину ровно, голова всегда была приподнята, а лопатки развернуты.
    2. Не допускайте, чтобы школьник делал домашнее задание, сидя в кресле или лежа на кровати.
    3. Приобретите специальный ортопедический матрац .
    4. Отдайте малыша в спортивную секцию.


    Респираторные заболевания.

    Вирусные заболевания – частые гости школьников. И это не удивительно. Большое количество детей, находящихся в замкнутом помещении, которое оснащено искусственной вентиляцией и очень редко проветривается, способствует обмену вирусами между школьниками. Да и многие из них появляются в школе с насморком и кашлем. Если иммунитет ребенка не достаточно развит, он станет первой жертвой респираторного заболевания. Дети, обладающие более сильным иммунитетом, просто не заметят и не ощутят на себе никаких изменений, поэтому им намного проще влиться в окружающую среду школьной жизни.

    Как предотвратить заболевание?

    1. Приучайте ребенка совершать ежедневные прогулки в течение 1-2 часов.
    2. Важно, чтобы малыш был приучен к гигиене – мытье рук с мылом, использование салфеток вне дома – все это поможет избежать попадания инфекции в организм.
    3. Обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом по поводу вакцинации против гриппа.
    4. Никогда не отправляйте ребенка в школу, если заметили у него первые признаки ОРВИ . Ваш ребенок не получит осложнений, да и другие дети останутся здоровыми.

    Чтобы избежать различных заболеваний очень важно, чтобы ребенок правильно питался, вел активный образ жизни, укреплял иммунитет и следил за своим режимом. Благодаря этому ваш малыш сможет легко адаптироваться к школьным условиям и будет радовать вас крепким здоровьем.

    Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

    По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

    Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

    Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

    Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

    Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

    К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей - от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей.

    В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы ни семьи учащихся - непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи - на этой основе идет их сближение.

    Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества

    Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

    Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности.

    Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

    В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

    Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

    Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

    Учебно-воспитательный процесс - многогранное, структурно-сложное и внутренне противоречивое педагогическое явление, продукт взаимодействия и противостояния учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей. Представление о нем требует постоянного уточнения, пересмотра некоторых его аспектов в соответствии с новыми вызовами, брошенным школьной практике переменами в обществе. Современная эффективная школа осуществляет направленную социализацию, целенаправленно содействует успешной адаптации молодежи. Говоря более конкретно, содействует осмыслению учащимися мира социальных отношений - основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей функционирования экономической системы, роли семьи в жизни общества и т.д. Обеспечивает «проигрывание» ролей учащимися основных социальных ролей (например, роли «гражданина», «коллеги»).Помогает учащимся вырабатывать некоторые самые необходимые социальные навыки - навыки сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций. К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:

    Ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

    Честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

    Наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

    Инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

    Способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, содействует освоению подрастающим поколением самого сложного - искусства жизненной самоорганизации, которое в свою очередь предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов, выработку оптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Такая школа становится не только образовательным учреждением, но и особым институтом организованной социализации. Такая школа начинает выступать в роли активного субъекта молодежной политики.

    Марина Черных
    Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка»

    Тема родительского собрания :

    «Влияние социума на развитие личности ребенка » .

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка .

    Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

    Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.

    Одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

    Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.

    Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

    Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами , которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией . В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность .

    Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры , к которым он принадлежит.

    С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации , в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков . Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

    Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество , «врастания в человеческую культуру» , т. е. его социализация .

    В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов , принимающих участие в формировании ребенка как личности , их воспитательное значение различны .

    В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше , не любит его так и не заботится столько о нем.

    В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников , учителей, школьные учебные предметы и дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности , которые в юности становятся главными средствами ее развития .

    По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается,особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка . В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста , когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка , а также на его внешнее поведение. В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности , настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности , которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям : порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

    С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу - учителями.

    Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности , которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи , тем не менее, остается еще одинаковым.

    В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно- развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи , часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями установятся добрые , доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально -психологических взаимоотношений.

    С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка , начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

    В целом влияние школы на развитие ребенка как личности , эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет) . Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности . И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка , связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании . Это - младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

    Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности , ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме . Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности , необходимо отметить решающую роль активности самой личности . Именно она трансформирует в себе все факторы : что-то принимает в них, а что-то нет.

    К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

    Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор : профессии, партнера по браку, систем ценностей и т. д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т. д.

    Когда рождается ребенок , то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность . Человек не рождается личностью , а становится ею в процессе развития : обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений .

    В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием : биологическое и социальное . Итак, формирование личности - это сложный , долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность . Это превращение происходит в процессе социализации человека , его интеграции в общество (социум , в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм , образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности , т. е. усвоение индивидом требований социума .

    При рождении ребенок развивается в семье , в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды - дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации , компании друзей, дискотеки и т. д., в которых он формируется как личность .

    Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

    Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.



    Похожие статьи