• Занятие по лепке в старшей группе «Устроим выставку посуды. Конспект занятия по лепке «Посуда для Машеньки

    30.06.2019

    Лысикова Юлия
    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Такая разная посуда (лепка из глины)»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

    Тема: «Такая разная посуда (лепка из глины)»

    Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

    Цель :

    Формирование творческих способностей в различных видах художественной деятельности.

    Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.

    Задачи:

    Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.

    Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

    Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

    Материалы и оборудование: глина, стеки, доски для лепки, ёмкости с водой, кисти, губки; иллюстрации с изображением гончара за гончарным кругом, схемы приемов лепки; выставка керамической посуды; толковый словарь; карточки с буквами для составления слова ГОНЧАР, игра «Собери посуду», магнитная доска; емкости с кусочками сухой и влажной глины по количеству детей.

    (Дети входя в группу с педагогом)

    Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку, которую организовала в группе. Проходите. (На столе выставка глиняной посуды)

    Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия (что у них может быть общего? (Ответы детей)

    Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.

    А кто же их создал? (Ответы.)

    Чтобы узнать (проверить) верно ли ваше предположение давайте расшифруем это слово. Но чтобы мы смогли все вместе выполнить это задание, необходимо разделиться на две команды. А помогут нам в этом четные и нечетные числа. (Дети делятся на две команды и собирают слово с двух сторон на магнитной доске из своего комплекта карточек)

    1 2 3 4 5 6 (Читают)

    Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, ремесленник, а что же означает это слово? Как мы можем узнать?

    (Дети предлагают варианты)

    Верно, ребята, у нас в группе есть незаменимый помощник-словарь (показ, где есть толкование разных слов. Кто мне поможет? (Дети находят значение слова)

    Итак, гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)

    Что же необходимо ему для работы? Без чего он не сможет обойтись? (Ответы детей)

    Верно, основной материал для его работы - это глина.

    А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)

    Глина - добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.

    Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)

    Как вы думаете, почему именно глину используют мастера?

    Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало.

    А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)

    Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина - единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

    Что из нее делают? (посуду, игрушки, кирпичи, черепицу для крыш)

    Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту, а также разнообразные игрушки.

    А как называется посуда, которую делают из глины?

    Правильно, глиняная или керамическая.

    Глиняная - это один раз обожженная в печи посуда без всяких специальных добавок, не покрытая глазурью.

    Керамическая посуда – это все изделия из обожженной глины, выполненные по различным технологиям и с различными добавками. Это и фарфор, и фаянс, и терракота, и любая глиняная посуда, покрытая глазурью.

    А еще посуда из глины хрупкая и легко может разбиться. Вот и с нашей посудой произошла такая неприятность. Без вашей помощи не обойтись. Я предлагаю вам разбиться на пары и поиграть в игру «Собери посуду» (На столах конверты с разрезанными на кусочки изображениями различной глиняной посуды)

    Какой предмет посуды у вас получился? (Ответы детей.)

    Мы с вами починили нашу посуду очень быстро, а изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка, сушка на воздухе или обжиг в печи.

    А сами изделия мастера изготавливают различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. (Показ иллюстрации)

    Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

    Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки - чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

    Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

    А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)

    (Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

    Я тоже предлагаю вам ненадолго превратиться в маленьких гончаров - подмастерий и попробовать создать свою неповторимую посуду

    А для начала давайте вспомним основные приемы лепки.

    (Показ иллюстрации)

    (разминание,сплющивание, отщипывание, скатывание, раскатывание,разрезание, вдавливание, соединение, заострение)

    Работать можете по одному или объединиться в пары, договориться, кто и что из вас будет делать. Проходите к рабочим столам, надевайте фартучки и за работу!

    (Самостоятельная работа детей, советы, указания, пояснения)

    (Готовые работы размещают на столике рядом с выставкой.)

    Сколько замечательной и разнообразной посуды у нас получилось! Расскажите, какой предмет посуды вы слепили? (рассказы детей)

    А когда наши изделия высохнут, мы тоже сможем их раскрасить и создать из них свою выставку, а затем показать её нашим родителям, малышам или ребятам из соседней группы.

    Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах

    Образовательные задачи:

    1. Закреплять умение детей лепить посуду.
    2. Отрабатывать приемы лепки.

    Развивающие задачи:

    1. Активизировать словарь по теме посуда (сахарница, чайник заварочный, чашечки, блюдца, молочница, ложки)
    2. Развивать мелкую моторику, глазомер.

    Воспитательные задачи:

    1. Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для кукол.
    2. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

    Оборудование. Кукольная посуда, зайчик, пластилин, доска для лепки, стеки.

    Предварительная работа. Рассматривание чайных сервизов дома, иллюстрации. Д/И «Подбери пару» , «Чего не хватает» .

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель проводит детей в группу, где сидят гости. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. (Дети приветствуют гостей)

    Дети садятся полукругом.

    Чтение стихотворения В. Шипуновой «Чаепитие» .

    Как у нашей Дунечки
    Чашечки и блюдечки,
    Как у нашей Люсеньки
    Чаю просят пупсики:

    Милости просим –
    Приходите в гости.
    Приходите в гости.
    Приходите на печенье,

    Это просто объеденье –
    В гости к куклам в день рожденья!

    2. Игровая ситуация.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Зайчик) К нам пришел зайчик за помощью, он рассказал мне, что куклы и их друзья хотят устроить праздник (день рождения, а посуды им не хватает. Давайте с вами поможем игрушкам – слепим для них чайную посуду.

    Воспитатель: Давайте с вами отправимся в нашу мастерскую.

    Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Чайный сервиз)

    На столе стоит чайный сервиз. Скажите, какие предметы посуды входят в комплектность чайного сервиза. (Дети называют: заварочный чайник, сахарница, чашечки, блюдца, молочница, напомнить, что в сервизе все предметы оформлены одинаково – в горошек, цветочек, клеточку или как- то иначе. Дети вспоминают чайные сервизы, которые они видели у себя дома.

    Сравнение посуды.

    Воспитатель: Чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и кружка?

    Игра «Назови, какая посуда» .

    Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …
    Если ложка из металла, она - …
    Если чашка из фарфора, она …
    Если стакан из стекла, он…

    Если сахарница из стекла, то она…
    Если половник из металла, он…

    Физкультминутка.

    Мы зарядку начинаем, Стоя в кругу,
    Наши руки разминаем, Рывки руками.
    Разминаем спину, плечи Повороты вправо, влево.
    Чтоб сидеть нам было легче.

    Дружно прыгаем, прыг-скок! Прыжки на месте.
    Кто достанет потолок?
    А теперь ходьба на месте. Ходьба.
    Громко хлопаем все вместе. Хлопки.

    За столы мы быстро сели,
    Принимаемся за дело.
    Лепка чашка и блюдце.

    Тарелку дети лепят из шарика, приплюснув его и загнув немного края, украшают тарелку кружочками или полосками.

    Чашку делают из шарика, вдавив немного в середину, справа приделывают ручку, Чашку можно сделать любой формы.

    А перед работой мы с вами разомнём пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Тук- тук -тук» .

    Пальцы в гости приходили,

    Тук, тук, тук - стучались в дверь. Дети постукивают по столу

    Только дверь им не открыли: подушечками всех пальцев

    Думали, там страшный зверь. одновременно.

    Ребята начинают работать, они могут воплощать любые замыслы. Предложить показать детям некоторые приёмы оформления чайных чашечек, проговаривая все действия («с полоской» - раскатываем длинный жгутик и выкладываем по ободку- прямо или волной) .

    Заключительная часть.

    По окончании лепки все работы поставить на стол и вместе с зайчиком внимательно рассмотреть их, обратить внимание детей на более точную передачу формы посуды, на аккуратность в работе. Подчеркнуть разнообразие изделий, и подарить их куклам на день рождения.

    Программные задачи: Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; учить детей, сидящих за одним столом, договариваться о разном содержании работы.

    Интеграция образовательных областей: Музыка, познание, социализация, коммуникация, физкультура, чтение художественной литературы, здоровье.

    Оборудование и материалы: глина, доски для лепки, стеки, влажные салфетки, фартуки, разная посуда из глины для рассматривания и выставки.

    Предварительная работа: Познакомить детей с народными традициями, обычаями, с гончарным искусством, работой гончара, рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рассматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин», лепка и украшение посуды разными способами.

    Звучит весёлая музыка, появляется Петрушка (игрушка) с сундучком.

    А на ярмарке товары…

    Покупают люди сушку,

    А на дивную посуду

    Смотрят долго, не дыша,

    До чего же хороша!

    Петрушка: Ребята, вы на ярмарке были? (Нет) Так скорее идите. (Дети подходят к «прилавку» с посудой, рассматривают её). Как одним словом можно назвать эти предметы? Теперь назовите каждый. Что это? (Ответы детей) Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Как такую посуду называют? (керамическая) Один ребёнок одевает фартук, берёт у воспитателя Петрушку, читает:

    Мы – ребята удалые,

    Мы – ребята озорные,

    Всех на ярмарку зовём,

    Мы посуду продаём!

    Дети: «А мы хотим купить».

    Проводится подвижная игра «Гончары»

    Воспитатель: «Славная посуда у нашего гончара, не с пустыми руками вернёмся с ярмарки».

    Петрушка: «А я тоже купил кой-какого товару. Домой с ярмарки подарки везу» (Роняет сундучок на пол).

    Дети: «Покажи, пожалуйста, что же ты за подарки домой везёшь?»

    Петрушка: «А вы отгадайте».

    Как начнет говорить-разговаривать,

    Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)

    Из неё беру погрызть сахара кусочек,

    Мама в шутку прикрепить

    К ней грозит замочек.

    Сладким сахаром полна,

    К чаю подаётся.

    Ты, конечно, догадался,

    Как она зовётся? (Сахарница)

    Ручка – тонкий кренделёк,

    Золотистый ободок,

    Из фарфора …. (чашка),

    А на ней ромашки.

    Дети: «Петрушка, мы отгадали загадки, покажи свою посуду».

    (Открывается сундучок, высыпаются «осколки»).

    Воспитатель: «Ребята, помогите Петрушке собрать посуду, сундучок упал, всё разбилось».

    Проводится дидактическая игра «Собери осколки»

    Дети: «Не огорчайся, Петрушка. На ярмарке не только веселье, но и уменье».

    Воспитатель: «Ну-ка мастера, покажите свою работу Петрушке. Слепите ему посуду, да не простую, а волшебно-расписную, какой в сундучке нет Одинаковой посуды не надо, ведь подарки должны быть разные. А чтобы слепить разную посуду, надо договориться, какую посуду каждый будет лепить. Что ты будешь лепить?» (Ответы детей).

    А теперь за работу мастера, но сначала разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.

    Эй, ребята, не ленись,

    На разминку становись,

    (веер из пальцев)

    Мы посуду всё лепили,

    (сжать, разжать кулаки)

    И водою руки мыли,

    (растереть ладошки)

    Чашки, блюдца в ряд стоят,

    И на солнышке блестят.

    (фонарики)

    Самостоятельная работа детей. (Звучит русская народная песня «А я по воду…) Кто закончил, ставьте свои работы на стол. Организуется выставка посуды.

    Вытирайте руки салфеткой. Найдите у себя на столе фишки. Внимательно рассмотрите своё изделие, будьте правдивыми. Тот, кто видит свои ошибки, в следующий раз их уже не допустит.

    Хорошо ли у вас сглажены места скрепления и всё изделие. Если, да, то возьмите одну фишку.
    Теперь проверьте, получились ли у вас ровные стенки и края. Да? Возьмите вторую фишку.
    А теперь посмотрите на свои украшения. Они одинаковые, на равном расстоянии друг от друга. Да?
    Возьмите ещё одну фишку. Посчитайте.

    У кого три фишки? (Дети поднимают руки). Вы – настоящие гончары. У кого две фишки? Вы умеете видеть свои ошибки, в следующих работах их не допустите.

    Петрушка: «Спасибо, друзья, за подарки с ярмарки. Ставьте мне их в сундучок, скорее понесу домой. До свидания!»

    Список использованной литературы:

    1. Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.

    2. Т.Г. Казакова «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.

    3. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Владос «2000 г.

    4. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мозаика Синтез 2010г.

    Конспект занятия по лепке на тему «Чайный сервиз» в средней группе
    Программное содержание:
    1. познакомить детей с новым элементом лепки – отгибания края; закреплять умения скатывать шар, вдавливать, скатывать колбаску и примазывать;
    2. развивать у детей способность к созданию собственного замысла;
    3. прививать любовь ко всему красивому, прекрасному.

    Предварительная работа:
    Занятия по обучению детей лепке шара, скатывание колбаски; чтение сказки «Волк и семеро козлят»

    Материал и оборудование:
    Образец слеплен из пластилина, кукольный чайный набор (кружечка, блюдце, сахарница, сливочник), конверт с приглашением;
    У детей: клеёнка, пластилин, салфетка.

    Ход занятия:
    Беседа с детьми
    — Ребята, сегодня мы…
    (Стук в дверь, конверт)
    Что это за конверт?! Написано: «От тётушки Козы». Вы не догадываетесь от кого это? А тут какая–то открытка.
    «Дорогие ребята! Приглашаю вас на день рождения к моим козлятам. Тётушка Коза»
    — Из какой сказки — тётушка Коза? («Волк и семеро козлят»)
    — Правильно! Но если мы приглашены на день рождения, значит нам нужен подарок?! Что же мы можем подарить?! (варианты детей)
    — Да, подарок должен быть большой, чтобы на семерых хватило. У меня есть идея, давайте подарим Чайный сервиз, а сделаем его своими руками.
    Рассматривание образца
    — Что входит в чайный сервиз? (рассматривают и называют)
    — Какая кружка? (красивая, разноцветная, глубокая с ручкой)
    — А какое блюдце? (круглое, плоское с поднятыми краями)
    — А для чего необходимо блюдце? (пить из него чай и не обжечься)
    — Из чего может быть сервиз? (стекло, железо, дерево и т. д.)
    — А какого цвета он может быть? (разноцветный)
    Работа с пластилином
    Представим, что у нас не пластилин, а особое вещество.
    Последовательность работы (изготовление кружечки)
    1. Берём пластилин, не забудем отделить небольшой кусочек для ручки
    2. Скатываем шарик (круглый, как колобок)
    3. Пальчиком вдавливаем, делаем углубление
    4. Из оставшегося кусочка скатываем колбаску, делаем ручку.
    5. Присоединяем к кружечке ручку и примазываем.
    (изготовление блюдца)
    1. Готовим шар
    2. Сплющиваем его между ладошками, сильно прижимаем
    3. Отгибаем край, поднимаем его (чтобы чай не выливался)
    Анализ работ
    Теперь мы поставим кружечку на блюдце. Поставим все «парочки» на поднос. Посмотрите, у нас получился очень красивый сервиз.
    Итог занятия
    — Что мы делали перед тем, как вылепить и кружечку и блюдце? (скатали шар)
    — Что ещё не хватает для настоящего подарка? (упаковать красиво)
    — Это мы сделаем на следующем занятии, а сейчас пойдём мыть руки.

    Литература:
    1. М. С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, М.; Просвещение, 1982г.
    2. И. Б.Халезова, Н. А.Курочкина, Г. В.Пантюхина Лепка в детском саду, М.; Просвещение, 1986г.

    Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 4th Октябрь, 2015
    Вы находитесь:

    Елена Артемова
    Конспект занятия по лепке «Посуда для Машеньки»

    Программное содержание :

    Образовательные задачи : Учить изображать посуду (чайная пара, передавая форму, величину отдельных частей. Учить лепить,пользуясь приемом вдавливания для получения полой формы. Упражнять в соединении частей путем примазывания мест скрепления. Загибать края, расплющенной формы прищипывая их кончиками пальцев, придавая форму блюдца.

    Воспитательные задачи :

    1. Вызвать у детей интерес к деятельности.

    2. Воспитывать аккуратность в работе.

    Корекционно - развивающие задачи :

    1. Способствовать развитию мелкой моторики.

    2. Активизировать словарь детей (чашка, блюдце, ручка) .

    предварительная работа : беседа о посуде , рассматривание кукольной посуды , игры с посудой в игровом уголке , сюжетно - ролевая игра "Дочки - Матери".

    Материал и оборудование : пластилин (3 кусочка разных размеров, клеенки, салфетки,кукла, стол накрыт для чаепития на одного человека (для обыгрывания сюжета) .

    Ход занятия:

    1. Дети стоят полукругом.

    Воспитатель читает стихотворения :

    Маша празднует рожденье

    Ей исполняется 5 лет

    Все Машутка здесь убрала,

    Постирала, подмела,

    Ждет гостей и баранок напекла,

    А сама сидит грустна.

    Воспитатель : Мы сейчас, дети. выясним почему Машенька грустна ? Воспитатель имитирует разговор с Машенькой .

    Воспитатель : Так вот, оно что! Дети, Машенька ждет гостей к чаю , но у нее нет больше чайной посуды . Давайте мы сегодня обрадуем Машеньку и сделаем для нее подарок. Слепим чашки и блюдца. пусть она встречает гостей. Дети садятся за столы. Рассматривают чайную пару.

    Воспитатель : Какая это посуда ?

    Дети : Чайная.

    Воспитатель : Чашка - цилиндрическая формы, внутри она полая, т. е. пустая. А что еще есть у чашки?

    Дети : Ручка.

    Воспитатель : Ручка маленькая изогнутая. Сначала будем из большого куска лепить чашку. Скатаем пластилин круговыми движениями между ладонями, затем большим пальцем вдавливаем в середину колобка и получается углубление. Пальцами с двух сторон мы расплющиваем стенки, и получается чашка, но без ручки. Ручку мы слепим из самого маленького кусочка, мы раскатаем его прямыми движениями между ладонями, и у нас получится колбаски. Приложим колбаску красиво изогнув ее к стенке чашки и примажем ее большим пальцем.

    Воспитатель : Из среднего кусочка мы слепим блюдце (рассматривание блюдца) . Сначала пластилину придадим форму колобка и расплющим его между ладонями в лепешку. Края лепешки поднимаем кончиками пальцев. придавая форму блюдца.

    Физ. минутка :

    Раз, два, три, четыре

    Дружно мы посуду мыли

    Чайник, чашку, блюдца,

    Ложку и большую поварешку.

    4. Самостоятельная работа детей.

    В ходе занятия воспитатель помогает детям по мере необходимости советом, дополнительным показом на своем материале, указывая на последовательность лепки . Напоминает способы лепки . показ на своем материале, обыгрывание незаконченного изображения.

    5. Заключительная часть : Все работы детские собираются на красивый разнос.

    Воспитатель : Вот эту всю посуду мы подарим Маше .

    пусть у нее праздник

    Будет еще краше.

    Кукла Маша благодарит детей

    Список литературы :

    1. Куцакова С. И. Мерзлякова "Воспитание ребенка - дошкольника" Москва, "Владос". 2012.

    2. Соломенникова "Основные и дополнительные программы ДОУ" Москва "АЙРИС - ПРЕСС", 2011

    3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий . Издательство "Мозаика - Синтез", М. ,2007.



    Похожие статьи