• Статус ребенок оставшийся без попечения родителей. Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей? Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    18.04.2019

    Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

    Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

    Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.

    Сейчас в России около 600 000детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

    Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

    Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.

    Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

    В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

    (Сусликов В. Н., Шкилева Н. Л.) («Гражданское право», 2011, N 4)

    О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ <*>

    В. Н. СУСЛИКОВ, Н. Л. ШКИЛЕВА

    ——————————— <*> Suslikov V. N., Shkileva N. L. On legal status of orphaned children and children left without parental support.

    Сусликов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой гражданского права Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

    Шкилева Наталья Леонидовна, аспирантка кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета.

    В статье рассматриваются субъективные и объективные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится анализ действующего законодательства, вносятся предложения по совершенствованию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства.

    The article considers subjective and objective rights of orphaned children and children left without parental support, analyses the current legislation, and introduces proposals with regard to improvement of rights of orphaned children and children left without parental support.

    Key words: orphaned children, children left without parental support, Ombudsman for Children, agencies of tutorship and guardianship.

    В рамках преемственности развития доктрины римского и германского права с давних пор делаются попытки упорядочить разнообразие субъективных прав путем образования различных категорий. В соответствии с доктриной субъективные права разграничиваются по объекту, в зависимости от которого у субъекта появляются властные полномочия над лицами, объединениями лиц, целевым имуществом, вещами, обособленным имуществом, нематериальными благами. При этом проявляются отличительные признаки вещных прав, обязательственных прав (прав требования), семейных и наследственных прав на обособленное имущество, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и т. д. Вместе с тем в отношении отдельных субъектов, например детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает вопрос о реализации их личных неимущественных прав. При этом для таких субъектов по крайней мере часть личных прав следует выделить в понятие «правовое благо». Вместе с тем мы можем в определенных случаях наблюдать исчезновение объекта прав при сохранении самого субъекта. Представляется, что такая ситуация возникает как раз в случае, когда несовершеннолетний субъект права внезапно становится сиротой в результате смерти обоих родителей или единственного родителя. В результате смерти родителей (единственного родителя) для несовершеннолетнего ребенка исчезает такой объект его прав, как родители (единственный родитель), при этом сам несовершеннолетний ребенок продолжает сохранять свои субъективные права. Отметим, что если в случае сиротства несовершеннолетнего ребенка наблюдается реальное, физическое исчезновение объекта его прав, то в случае оставления несовершеннолетнего субъекта без попечения родителей ситуация складывается более сложная. В этом случае несовершеннолетний также лишается такого объекта своих прав, как родители, однако причины этого могут быть различные, и сами родители (единственный родитель) ребенка могут продолжать объективно существовать в реальной жизни либо сохраняется предположение, что эти лица существуют в реальной жизни. Причины утраты такого объекта прав несовершеннолетнего, как родители, в случае оставления его без попечения целесообразно классифицировать по воле самих родителей (единственного родителя). Утрата несовершеннолетним родителей (единственного родителя) как объекта его прав может происходить как помимо воли родителей (единственного родителя), так и по их воле. Деление субъективных прав в рамках доктрины по субъекту приводит к выделению диаметрально противоположных друг другу прав: принадлежащие субъекту права и бессубъектные права. На способе определения субъекта основана следующая дистинкция: либо субъект определен непосредственно и просто (в большинстве случаев), либо определение субъекта связано со свойствами некоего объекта, например в случае с субъективными вещными правами (в частности, правом несовершеннолетнего на алименты), либо когда субъект права определен альтернативно. Один из первых разработчиков теоретического обоснования бессубъектных прав — Э. Зеккель — отмечал, что «без бессубъектного права не может обойтись подлинное учение гражданского права» <1>. В качестве примера бессубъектности прав можно привести права опекуна еще не родившегося ребенка в отношении имущества, которое должно этому ребенку достаться. Право требования в случае смерти также является однозначно бессубъектным, так как наследодатель посредством завещания о назначении наследника создает обязанность, не предоставляя другому лицу (т. е. субъекту права) права на исполнение. ——————————— <1> Zekkel E. Die Gestaltungsrechte des burgerlichen Rechts // Festgabe der Juristischen Gesellschaft zu Berlin zu Ehren von Dr. Richard Koch. Berlin, 1903. S. 205 — 253.

    В соответствии с доктриной субъективные права классифицируются и по содержанию, если не принимать во внимание противопоставление «lex communis» (закон для всех) и привилегий. При этом противопоставляются абсолютные и относительные права. Понятие субъективного права имеет свои особенности в рамках семейного права. Общетеоретическое понимание субъективного права конкретизируется как в Семейном кодексе Российской Федерации (далее — СК РФ), так и в работах специалистов в семейном праве. СК РФ регламентирует, в частности, вступление в брак, расторжение брака, права несовершеннолетних детей, их родителей, усыновителей, приемных семей, делая акцент прежде всего на правах. В рамках общей теории правовой статус субъекта определяется объемом субъективных прав и обязанностей. О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский определяли субъективное право как охраняемые государством вид и объем возможного поведения <2>. С. И. Архипов указывал, что субъект права, т. е. обладатель субъективного права, находясь в центре правовой системы, рассматривается «как правовая воля, как совокупность (центр) правовых связей, отношений, как носитель правового сознания, как правовой деятель» <3>. Юридическая энциклопедия трактует субъективное право как «меру возможного поведения (мера свободы) лица, состоящего в правоотношении, дающую возможность самостоятельно совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанных лиц» <4>. Вместе с тем специфика семейных правоотношений заключается в том, что некоторые действия третьих лиц могут прямо повлиять на правовой статус такого субъекта, как ребенок. В частности, на правовой статус ребенка (точнее, на объем его прав) могут повлиять такие действия, как расторжение брака и фактическое прекращение брачных отношений, признание брака недействительным, оспаривание брачного происхождения ребенка или отцовства, появление отца, объявленного умершим, и восстановление им родительских прав и т. п. Кроме того, некоторые специалисты, например А. М. Нечаева, предлагают различать также «право» и «правомочие» <5>. В частности, возникает вопрос, является ли защита прав и интересов детей правом или правомочием, принадлежащим родителям или другим лицам. ——————————— <2> Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 223. <3> Архипов С. И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право. 2005. N 7. С. 21. <4> Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 1053. <5> Нечаева А. М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.

    В рамках общей теории права содержание прав и обязанностей раскрывается в действиях, составляющих их существо, т. е. в поведении самого обладателя субъективным правом, в возможности требовать соответствующего поведения — совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них, возможности прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для реализации этой возможности <6>. Однако применять общетеоретические положения к субъектам семейных правоотношений необходимо с учетом наличия такого обладателя субъективного права, как ребенок. Ясно, что такой субъект (до определенного возраста) физически и юридически не может требовать соответствующего поведения от обязанных лиц (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, государственных учреждений, приемной семьи и т. д.). ——————————— <6> Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. М., 1996.

    В первые годы жизни ребенка все его субъективные права передаются (делегируется) другим субъектам семейных правоотношений (родителям, усыновителям, опекунам и иным лицам). Более того, ребенок в определенной степени расширяет правоспособность других субъектов семейных правоотношений. Например, мать ребенка (второго) на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» получает право на материнский капитал и может распорядиться своим правом на этот капитал по своему усмотрению в рамках возможностей, установленных законом. На наш взгляд, именно в рамках семейного права при наличии специального субъекта — ребенка можно говорить о делегированной правоспособности. В рамках такой правоспособности специальный субъект — ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений. При этом объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка. В первые годы жизни ребенка объем делегированной правоспособности максимальный и постепенно снижается с увеличением возраста ребенка. Практически объем делегированной правоспособности исчезает при достижении ребенком возраста совершеннолетия или в момент эмансипации. Таким образом, правоспособность ребенка не отчуждается, что невозможно, а на время делегируется уполномоченным лицам, прежде всего родителям. Однако в случае сиротства ребенка или оставления его без попечения родителей его правоспособность делегируется другим лицам, например органу опеки и попечительства, опекуну (попечителю), государственному учреждению, приемной семье, патронатному воспитателю и т. п. Кроме того, специальный субъект семейных правоотношений — ребенок расширяет правоспособность других субъектов за счет прав, предоставленных нормами не только национального, но и международного права. Лица, которым делегируются права несовершеннолетнего, должны принять на себя субъективные обязанности. В соответствии с доктриной субъективная юридическая обязанность состоит в должном поведении, соответствующем субъективному праву. Термин «обязанность» непосредственно входит в текст СК РФ (раздел III СК РФ — «Права и обязанности супругов», раздел IV СК РФ — «Права и обязанности родителей и детей»). Кроме того, СК РФ устанавливает и алиментные обязанности (п. 1 ст. 80 — обязанность по содержанию несовершеннолетних детей, ст. 111 — обязанность сообщить о перемене места жительства лица, обязанного уплачивать алименты, и т. д.). Понятие «обязанность» используется в том разделе СК РФ, где говорится о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. СК РФ прямо возлагает на лиц, не являющихся непосредственными субъектами семейных правоотношений (любые граждане, должностные лица, учреждения), обязанность информировать органы опеки и попечительства о детях, лишившихся попечения родителей (ст. 122). Органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней обследовать условия жизни ребенка и принять меры к его устройству. Обязанности возлагаются на опекуна (попечителя) в отношении подопечного, регламентируются обязанности органа опеки и попечительства помогать приемной семье и т. д. Вместе с тем, в каком бы контексте ни фигурировало в СК РФ понятие обязанности, оно по своим параметрам и по своей сути полностью совпадает с доктринальным определением этого термина. В то же время необходимо учитывать теснейшую связь обязанностей с субъективным правом и субъективных прав с обязанностями. Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята в июне 1990 г., с 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР) наложила на Российскую Федерацию как правопреемника СССР определенные обязательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 2, 19). Кроме того, Конституция Российской Федерации инкорпорирует в национальную правовую систему нормы международного права и отдает приоритет таким нормам перед нормами национального законодательства. Вместе с тем проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства. Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту <7>. В Декларации прав ребенка установлено: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» <8>. ——————————— <7> Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря. <8> Декларация прав ребенка, провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ declarat/ childdec. htm.

    Конвенция о правах ребенка (ст. 3) устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». В Декларации и Плане действий для создания мира, пригодного для жизни детей <9>, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, установлено: «Дети — прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка», а также: «Родители, семьи, законные опекуны и другие люди, берущие на себя заботу о детях, играют главную роль и несут ответственность за благополучие детей…» Таким образом, декларируется особое внимание к обеспечению прав и законных интересов детей. ——————————— <9> Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», приняты Резолюцией S-27/2 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г. (раздел 1 Декларации) // URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ gadocs/ 26spec/ docs/ worldchild. htm.

    А. Е. Тарасова справедливо отмечает, что, несмотря на то что «проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах» <10>. В самом деле мы можем наблюдать огромный разрыв между содержанием Конституции РФ, международных актов, к которым Россия присоединилась, и реальными возможностями людей по их реализации. Конкретно в отношении несовершеннолетних мы можем сослаться на мнение Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, высказанное им еще в 2004 г.: «…сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защите государством семьи, материнства и детства» <11>. ——————————— <10> Тарасова А. Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // СПС «КонсультантПлюс», 2008. <11> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // URL: http:// sovetpam-filova. ru/ text/ 770/?parent=49.

    Именно с 2004 г. началось фактическое устранение Российской Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, рассматривая проблему в комплексе, мы можем констатировать, что деятельность работников различных государственных и муниципальных органов и учреждений по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается формальным подходом к выполнению своих обязанностей, равнодушием и бездействием. Такое положение приводит к многочисленным нарушениям прав и законных интересов таких детей, чья судьба находится именно в руках таких органов и учреждений. Систематическое толкование положения о равенстве всех перед законом и судом в сочетании с положениями, содержащимися в ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту, позволяет сделать вывод, что этот принцип целиком распространяется как на публично-правовые отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на частноправовые отношения, связанные с пребыванием ребенка у лиц, замещающих родителей. Этот принцип в сочетании с положением о праве каждого на судебную защиту распространяется и на ребенка, однако, как было показано нами выше, ребенок, ставший сиротой или оставшийся без попечения родителей, становится субъектом права, у которого нет объекта. Соответственно возникает вопрос: кто будет осуществлять право такого ребенка на судебную защиту? Представляется, что такие полномочия должны быть предоставлены институту Уполномоченного по правам ребенка как в Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Однако вопрос о судебной защите детей, и особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует фактического радикального изменения законодательства и создания специальной ювенальной юстиции. А. М. Рабец предлагает передать органу опеки и попечительства в дополнение к праву на иск об отмене усыновления еще и право на иск об отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, а также о расторжении с приемными родителями договора о передаче ребенка в приемную семью <12>. ——————————— <12> Рабец А. М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Монография. М., 2008.

    Вместе с тем такая позиция представляется не совсем корректной. В самом деле орган опеки и попечительства является активным участником процесса устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке усыновления, назначения опеки, передачи ребенка в приемную семью, поэтому, на наш взгляд, должен сам нести определенную долю ответственности при отмене усыновления по вине усыновителей, при отстранении опекуна и при изъятии ребенка из приемной семьи или у патронатного воспитателя. Следовательно, если отменяется усыновление, отстраняется опекун, расторгается договор с приемной семьей или патронатным воспитателем, орган опеки и попечительства сам должен быть ответчиком по делу и соответственно не может предъявлять иски против самого себя. Такая функция, на наш взгляд, также должна быть возложена на институт Уполномоченного по правам ребенка. В соответствии с принципом приоритета семейного воспитания дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обрести нового объекта своих прав прежде всего в виде опекунов, усыновителей или в виде приемной семьи. Кроме того, по возможности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть сохранена привычная среда обитания, для них должна быть обеспечена преемственность соответствующего этноса, культуры, языка, религии. Однако такое положение не всегда может отвечать интересам ребенка. В частности, усыновление ребенка на территории того же населенного пункта может привести к нарушению тайны усыновления. Кроме того, иногда просто необходимо вырвать ребенка из привычной среды обитания и поместить его в совершенно другую среду. С этой точки зрения возникает проблема усыновления ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, иностранными гражданами и отъезда ребенка на постоянное место жительство за границу. Проанализированные в данной статье вопросы позволяют сделать следующие выводы: 1. В случае сиротства несовершеннолетнего ребенка наблюдается реальное, физическое исчезновение объекта его прав — родителей. 2. При оставлении ребенка без попечения его родители продолжают объективно существовать в реальной жизни, однако ребенок утрачивает их как объект своих прав. 3. В рамках семейного права при наличии специального субъекта — ребенка можно говорить о делегированной правоспособности, при этом специальный субъект — ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений и объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка. 4. Механизмы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации подвергаются деградации при устранении Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    ——————————————————————

    Решение № 2-1902/2013 М-2109/2013 2-35/2014(2-1902/2013;)~М-2109/2013 2-35/2014 от 10 января 2014 г.

    Дело №

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Чайковский городской суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

    с участием истца Наумова Б.Н.,

    представителя ответчика Кирьяновой Н.Н.,

    представителя третьего лица Рогожникова В.А.,

    при секретаре Антаковой И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

    Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета,

    У с т а н о в и л:

    Наумов Борис Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта его принадлежности к статусу сироты, возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района восстановить его в очереди нуждающихся в жилье сирот с 13 мая 1997 года, указывая, что с декабря 1978 года он, истец, является сиротой, так как отец совершил убийство матери и умер в местах лишения свободы. По решению исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истец был устроен в Чайковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывался до ДД.ММ.ГГГГ г., далее учился в ПТУ № в, с 1994 по 1996 г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, по окончании службы устроился на работу к индивидуальному предпринимателю, 13.05.1997 г. был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в жилье сирота. До 2005 г. проживал в жилье, предоставленном индивидуальными предпринимателем. С 2006 г. живет в разных местах, в настоящее время живет в у знакомой, местом регистрации значится уже не существующий детский дом по адресу г.Чайковский Пермского края, ул.Горького 22.

    Обратившись в Администрацию Чайковского муниципального района с целью узнать его номер в очереди в списке детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что 09.02.2007 г. исключен из очереди как необоснованно поставленный из-за отсутствия статуса сироты. Доказать факт его принадлежности к статусу сироты и обязать Администрацию Чайковского муниципального района восстановить в очереди нуждающихся в жилье сирот для участия в проекте «Жилье для детей-сирот в Пермском крае» иначе чем через суд не представляется возможным.

    В судебном заседании истец настаивал на иске, дал пояснения, изложенные в исковом заявлении, кроме того, указал, что сведениями об отце не располагает. Ему известно, что отец в 1979 году был осужден на 10 лет лишения свободы за убийство матери, освободился в 1989 году, вновь совершил убийство и снова был осужден на 10 лет лишения свободы. Так как отец был болен туберкулезом, то он, истец, предполагает, что он умер в местах лишения свободы, но документов, подтверждающих это, не имеет, где их запрашивать, не знает, связь с отцом он не поддерживал. Просит суд установить факт его принадлежности к статусу сироты, обязать ответчика восстановить его в очереди нуждающихся в жилье детей-сирот с момента постановки на учет 13.05.1997 г.

    Представитель ответчика по доверенности Кирьянова Н.Н. не признала иск, пояснила, что до 01.01.2013 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществлялся органами местного самоуправления. Из архивных документов следует, что имеется заявление Наумова Б.Н. от 1997г. г. в администрацию города Чайковского о принятии его на учет для получения жилья. 13.05.1997 г. Наумов Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на жилищный учет как ребенок-сирота. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.02.2007 г. Наумов Б.Н. исключен из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленный на учет из-за отсутствия статуса ребенка-сироты. 06.11.2012 г. Наумов Б.Н. обратился в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении информации об очередности состояния в льготном списке на получение жилья. 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из льготного списка в связи с отсутствием подтверждающих статус сироты документов. Истец имел возможность подготовиться к судебному заседанию и представить необходимые документы. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. №92-п органом исполнительной власти, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Следовательно, Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

    Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району Рогожников В.А., возражая против иска, пояснил, что отсутствуют основания для восстановления истца в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним. Статусу ребенка-сироты истец не соответствует, поскольку сведений о том, что оба родителя умерли, нет. Отсутствует решение суда либо иные основания для признания истца лицом, оставшимся без попечения родителей. Истец был уведомлен о необходимости представлять доказательства того, что в несовершеннолетнем возрасте лишился попечения обоих родителей, но документов, подтверждающих, что отец его умер, не представил. В настоящее время установление факта принадлежности истца к статусу сироты либо признание его лицом, оставшимся без попечения родителей, не влечет юридических последствий, поскольку истец не может быть принят на жилищный учет в связи с превышением установленного возраста.

    Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, исходя из следующего.

    Материалами дела установлены следующие факты:

    Родителями Наумова Бориса Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3 (л.д.4)

    Мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6)

    Отец ФИО2 осужден приговором Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к 10 годам лишения свободы (л.д.35)

    На основании решения исполкома Совета народных депутатов Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ по путевке Пермского Облоно от ДД.ММ.ГГГГ Наумов Б.Н. направлен в Чайковский детский дом (л.д.5,7), где находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

    16.04.1997 г. Наумов Б.Н. обратился с заявлением в администрацию г.Чайковского о постановке на жилищный учет как воспитанник детского дома после службы в Армии (л.д.20)

    Актом проверки жилищных условий заявителя установлено, что он проживает в подсобном помещении электрика Дома детства в г.Чайковском, ул.Горького 22, там же зарегистрирован и в настоящее время. (л.д.21, 12)

    На основании этих документов ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 21 года Наумов Б.Н. был поставлен на жилищный учет детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

    Протоколом заседания комиссии по пересмотру личных дел детей-сирот от 09.02.2007 г. выявлено необоснованное принятие истца на жилищный учет в связи с отсутствием необходимого статуса, что послужило основанием для исключения его из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю (л.д.23-24)

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Администрацию Чайковского района о состоянии льготной очереди (л.д.25), 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из списков детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленного на учет в связи с отсутствием статуса. (л.д.9)

    Истец был поставлен на жилищный учет в 1997 году, в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

    р е ш и л:

    Отказать в удовлетворении иска Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Суд:

    Чайковский городской суд (Пермский край)

    Истцы:

    Наумов Б.Н.

    Ответчики:

    администрация Чайковского муниципального района

    Судьи дела:

    Кириллова Татьяна Александровна (судья)

    Судебная практика по:

    Признание права пользования жилым помещением

    Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

    Сиротство - одна из самых острых проблем в современной России. За последние 10 лет численность детей-сирот увеличилась в 1,5 раза, а их удельный вес в числе всех детей в возрасте до 18 лет, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению детского населения, увеличился в 2,5 раза.

    Сложившаяся в настоящее время в России система жизнеустройства детей-сирот ориентирована на семейное устройство. Результатом активной деинституционализации детей-сирот стало сокращение числа детей, проживающих в специализированных учреждениях.

    Однако, несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей , число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации остается значительным. По данным Федеральной службы государственной статистики , в 2009 г. детское население в России составило 26,055 млн человек , из них 703 тыс. детей относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,8 % всего детского населения, в том числе 17,8 % находятся на воспитании в интернатных учреждениях.

    Для обозначения воспитания детей, лишенных родительского попечения, используются два термина: «институциональное воспитание» и «замещающая семья ».

    Институциональное воспитание - это воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в домах ребенка, детских домах, домах-интернатах).

    Замещающая семья - это воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в форме опеки и попечительства , усыновления, приемной и патронажной семьи.

    Другие формы устройства детей (детский дом семейного типа, детские деревни, детский городок, детский дом квартирного типа) имеют пограничный характер между семейным и несемейным воспитанием и свидетельствуют о поиске эффективных моделей воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом правовое регулирование их создания и деятельности исключительно подзаконное. Основной задачей этих форм является создание благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников.

    Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом , ни подзаконными актами. Однако, исходя из общих принципов семейного права , устройство осуществляется в интересах детей и с учетом возможностей обеспечить им полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие; должны также учитываться их этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ч. 3 и. 1 ст. 123 СК РФ).

    Правовое положение ребенка различается в зависимости от формы его устройства.

    Особой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является УСЫНОВЛЕНИЕ,при котором усыновленный ребенок является полноправным членом семьи наряду с кровными детьми и иными родственниками усыновителя во всех правовых отношениях , вытекающих из факта родства. Нормы об усыновлении содержатся в гл. 19 СК РФ и некоторых других нормативных актах . Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителя учет сведений об этом ребенке в государственном банке данных прекращается.

    Самым распространенным типом замещающих семей являются ОПЕКУНСКИЕ СЕМЬИ.Замещающий родитель может быть опекуном или попечителем в зависимости от возраста ребенка, оставшегося без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Опека и попечительство являются формами устройства ребенка в семью в целях восполнения его дееспособности , воспитания, защиты прав и интересов. Указанные отношения регулируются гражданским, семейным и административным правом . Комплексным нормативным актом, регулирующим отношения по опеке и попечительству, является Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».

    В настоящее время семьи опекунов (попечителей), являющиеся кровными родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, несут основную часть нагрузки по семейному воспитанию (80 % случаев передачи ребенка под опеку (попечительство)). Родственная опека имеет ряд несомненных преимуществ. Оставаясь жить у родственников, ребенок испытывает меньше психологических, эмоциональных и поведенческих проблем, поскольку ему в большей степени удается сохранить связи с семьей и местом жительства .

    Одной из новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. Нормативное определение понятия приемной семьи содержится в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами и отдельными гражданами), желающими принять ребенка на воспитание в свою семью. В отличие от института опеки, в котором исторически главной целью была и остается защита прав и законных интересов подопечного, институт приемной семьи, даже став разновидностью опеки и попечительства, в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» нацелен прежде всего на воспитание ребенка. Существенной разницей между этими двумя формами семейного устройства является более высокий уровень государственной поддержки приемных семей, что послужило причиной переоформления в отдельных регионах части опекунских семей в приемные.

    В отличие от приемной семьи, где кандидаты в приемные родители могут не проходить специальную подготовку, ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯявляется профессиональной замещающей семьей. Важными положительными чертами патроната являются необходимая подготовка патронатных воспитателей и сопровождение замещающей семьи, осуществляемые специалистами уполномоченной службы. Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя. Однако патронат в первую очередь направлен на сохранение ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в кровной семье, на временное размещение ребенка в патронатной семье, когда его нахождение в родной семье невозможно, и на сопровождение кровной семьи после возвращения в нее ребенка.

    При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон предписывает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть учреждения, организованные в системе образования (детский дом, детским дом - школа, школа-интернат, специальным (коррекционный) детский дом, специальная (коррекционная) школа - интернат), в системе социальной защиты (приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) и здравоохранения (дома ребенка) федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ , органами местного самоуправления . Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка.

    Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Правовое положение детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами , следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.

    Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

    В ст. 60 CК РФ закреплено право детей на получение содержания от своих родителей. Однако после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители в свою очередь не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению - после смерти усыновленного и его потомства в случае, если усыновление установлено при жизни родителей (родителя). Если же усыновление осуществляется после смерти родителей (родителя), усыновленные дети призываются к наследованию по закону после их смерти и после смерти прочих кровных родственников, поскольку на день смерти наследодателя правоотношения с ним не были прекращены.

    Статья 137 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняет также право на пенсию или пособие, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия не назначается.

    Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

    Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст. 148 и 154 СК РФ, ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях»). В субъектах РФ могут быть установлены и дополнительные выплаты. Например, в Москве, если воспитанник приемной семьи не получает пенсии или алиментов от родителей, он имеет право до достижения возраста 18 лет получать ежемесячную компенсационную выплату.

    Дети, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста могут посещать обычные дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Пунктами 3-6 ст. 155^2^ СК РФ предусмотрено право организаций, куда под надзор помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, на передачу таких детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, что является новеллой и в принципе - достижением нового законодательства об опеке и попечительстве. Представляется верной точка зрения А.М. Нечаевой что такая передача может завершиться оформлением семейных, аналогичных родительским, отношений, будь то усыновление или опека (попечительство). Даже если пребывание ребенка в семье не завершится установлением правоотношений , оно полезно и нужно воспитаннику детского учреждения. Целью предоставления указанным организациям такого права является, как указано в п. 3 ст. 155^2^ СК РФ, обеспечение его воспитания и гармоничного развития.

    Однако действие этого права не безгранично - в ст. 155.2 СК РФ установлен ряд ограничений и запретов как для самих организаций, осуществляющих это право, так и для граждан, желающих принять ребенка на время в свою семью.

    Во-первых, предусмотрено, что передача ребенка является временной, осуществляется только на период каникул, нерабочих и праздничных дней и т. п. Однако пребывание ребенка в семье может быть довольно длительным, к примеру в течение всего периода летних, осенних, зимних или весенних каникул, а не только выходных дней. В семье, принявшей ребенка, может осуществляться, например, не только его отдых, но и лечение, которое не исключено, что продолжится длительное время. С учетом этого предусмотрено, что временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца. Установление такого максимального срока очень важно для предотвращения возможной взаимной привязанности ребенка к семье и семьи к ребенку до такой степени, что расставание может причинить ему тяжелую психическую травму, особенно если семья не имеет намерений усыновить ребенка, взять его под опеку или попечительство, в том числе принять в свою семью в качестве приемного ребенка.

    Во-вторых, данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда его физическому и (или) психическому здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

    В-третьих, граждане, в семью которых временно передан ребенок, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации (в противном случае невозможно проконтролировать, куда и зачем увезен ребенок и возможен ли его возврат).

    При этом особенности временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируются постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432, которым утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

    Правила содержат ряд важных положений, которые развивают и существенно дополняют положения, установленные ст. 155.2 СК РФ. В частности, в них подчеркивается, что временная передача детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их содержанию, воспитанию и образованию, а также по защите их прав и законных интересов (и. 3). Дети могут быть переданы только в семьи совершеннолетних граждан.

    Наилучшим устройством среди государственных образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является возможность обучения и воспитания в условиях детского дома семейного типа. Деятельность такого учреждения осуществляется в соответствии с Правилами организации детского дома семейного типа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195. Основной задачей детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. Дети, переданные в детский дом семейного типа, обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях, имея льготы и преимущества, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Для всех перечисленных учреждений наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска воспитанника детского интернатного учреждения. В исключительных случаях администрация учреждения имеет право разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Предусмотренная Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей » (далее по тексту параграфа - Закон) система социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивает достаточно высокий уровень социальной защищенности для этой категории детей.

    Из смысла ст. 1 Закона следует, что предусмотренные социальные гарантии распространяются на детей, переданных в замещающую семью (под опеку , попечительство , в приемную семью, патронатную семью), а также находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не распространяются на детей, переданных на усыновление. В соответствии со ст. 19 СК РФ усыновленные дети лишаются статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя:

    1. дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);
    2. дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);
    3. дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);
    4. дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона).

    1. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека . Согласно ст. 6 Закона дети, оставшиеся без родительского попечения зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование; зачисляются в государственные и муниципальные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; получают стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендий, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении; получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы , начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Полное государственное обеспечение предусматривает предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (ст. 1 Закона).

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, а в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ , а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, а в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ (и. 10 ст. 6 Закона).

    В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей, утративших попечение родителей, действует норма и. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, в соответствии с которым решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.

    Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ , а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на его имя в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8.ст. 6 Закона).

    Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения ими совершеннолетия. Значительной льготой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при успешной сдаче вступительных испытаний в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Они включают в себя предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона).

    Весьма значимым законодательным решением является предоставление права полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, достигшим возраста 23 лет до окончания обучения (п. 3 ст. 6 Закона).

    При предоставлении обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется полное государственное обеспечение на весь период отпуска; им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение обязано содействовать организации их лечения (п. 9 ст. 6 Закона).

    Статья 7 Закона закрепляет право таких детей пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, гарантирует оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебнопрофилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

    3. О дополнительных гарантиях, касающихся прав на имущество и жилое помещение, см. подробнее в гл. 5 настоящего учебного пособия.

    4. О дополнительных гарантиях, касающихся права на труд, см. подробнее в гл. 8 настоящего учебного пособия.

    Таким образом, анализ законодательства о правовом положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения позволяет сделать вывод, что при всем многообразии форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нужно учитывать положительные стороны и недостатки каждой из них применительно к конкретной ситуации, уровень социальной и правовой защищенности при передаче ребенка в замещающую семью и учреждение, а также все открывающиеся для него возможности и неблагоприятные последствия.

    Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

    Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

    В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

    Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

    Особенности статуса

    С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

    Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

    • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
    • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

    Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

    Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

    Законодательное регулирование вопроса

    Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

    Ее принципы регулируют :

    • Семейный Кодекс РФ;
    • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
    • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

    Как оформить данный статус

    Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

    Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

    Для чего это нужно

    Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

    • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
    • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

    Как присвоить статус

    Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

    Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

    Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

    • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
    • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
    • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
    • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

    При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

    Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

    • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
    • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
    • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

    Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

    Действия госорганов

    Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

    • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
    • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

    Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

    Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

    Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

    После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

    При себе нужно иметь пакет документов:

    • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
    • свидетельство о рождении опекаемого;
    • документы, подтверждающие льготный статус.

    Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

    Государственная поддержка данной категории граждан

    Пенсия по потере кормильца

    Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

    Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

    Образовательные льготы

    Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

    Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

    Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

    Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

    Обеспечение жильем

    По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

    Но только при соответствии условиям :

    • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
    • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
    • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

    «Коммуналка» и ЖКХ

    Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

    В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

    Медицина

    В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

    Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

    Социальная помощь

    Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

    • жилищные вопросы;
    • получение образования различных ступеней;
    • трудовые гарантии;
    • медицинское обслуживание.

    Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

    Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

    О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:



    Похожие статьи